Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник № 1, Москва, «Владос», 2012 год, раздел «Чтение и развитие речи», автор В.В. Воронкова
Учебник: «Чтение», 9 класс, авторы-составители А.К. Аксенова, М.И. Шишкова, Москва, «Просвещение».
Цель:
Создание условий для понимания учащимися основной мысли рассказа Е. Носова «Трудный хлеб», раскрытия духовных ценностей, по которым живет один из героев произведения.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, умения анализировать и делать выводы.
- Отрабатывать умения составлять характеристики героям литературного произведения.
- Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «уважение», «сострадание», «духовные ценности».
- Коррекционно-развивающие:
- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.
- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным.
- На примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Слово учителя:
- На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми фактами биографии Е.Носова. Домашним заданием было прочитать рассказ этого писателя «Трудный хлеб» и подумать, как тема текста связана с его названием.
- Прежде чем мы начнем работать по тексту, прочитаем цитаты:
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
А. Шопенгауэр
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
А. Боссе
- Какие словосочетания выделены в этих цитатах? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек)
- А связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.
- Работа по тексту.
- От чьего лица ведется повествование в рассказе? (рассказчик – рыбак)
- Какие еще действующие лица есть в рассказе? (охотник и его собака Чанг)
- Получается, что в рассказе три персонажа, а кто же из них главный герой? (собака Чанг)
- Проследим по тексту и найдем всё, что написано о собаке.
Учащиеся исследуют текст и выбирают слова из эпизодов, описывающих собаку:
- «вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу»
- «плыла легко и быстро»
- «длинные лохматые уши»
- «одобрительно замахал обрубком хвоста» на слова хозяина
- «черный шелковистый жилет спаниеля»
- «он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках»
- «В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки»
-«оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом»
- «ведь он совсем не похож на слепого»
- «по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял»
Составление характеристики спаниеля. Один учащийся описывает Чанга, остальные корректируют и дополняют.
Задание:
Выбрать из текста фразы, описывающие отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему четвероногому другу:
Отношение Чанга к хозяину |
Отношение хозяина к Чангу |
«вопрошающе глядя на хозяина»
«Спаниель благородно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»
«Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином» |
«Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»
«Золотая собака»
«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»
«А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет»
«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму»
«Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»
|
Делаем выводы, как охотник и собака относятся друг к другу.
- В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие друг друга. (Учащиеся высказывают свое мнение)
4. Беседа по тексту.
- А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? Если бы другой хозяин, узнав, что пес слепой, избавился бы от калеки, ведь даже рассказчик-рыбак спросил:
«А не лучше ли вам завести другую собаку?»
- Ваше мнение на такой вопрос рыбака? Можно ли избавляться от друга, если он имеет какие-то проблемы со здоровьем?
Вернемся к цитате, прочитанной в начале урока:
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
А. Шопенгауэр
- А сострадание – это что? (Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)
Только того, кто может сострадать, можно назвать добрым человеком.
Значит, хозяин собаки – добрый человек. Но он ведь не только сострадает своему другу, но и уважает его.
( Значение слова «уважение»:
1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.
2. Уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.)
Охотник относится к Чангу как к человеку, которому нужна помощь. Он даже на охоту ходил только из-за своего питомца, чтобы тот чувствовал себя нужным и полноценным, был настоящим охотничьим псом.
Еще раз прочитаем вторую цитату:
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
А. Боссе
И мы, действительно, можем многое сказать о человеке по тому, как он относится к собаке, особенно, если собака нуждается в помощи.
- А как вы относитесь к фразе рыболова-рассказчика «А не лучше ли вам завести другую собаку?»
- Как вы думаете, понял ли рыбак, что задал неосторожный вопрос?
- Почувствовал ли он неловкость за этот вопрос?
Антон Павлович Чехов говорил: «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»
-Стало ли стыдно рыбаку?
-Да. Ведь собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный.
И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.
- Выводы.
- Какова тема произведения? Только ли главное в тексте, что «хлеб» должен быть «трудным», т.е честно заработанным?
- Тема рассказа о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.
- Домашнее задание:
Ответить на вопрос: «Какие черты характера Чанга и охотника, заслуживают уважение?», заполнив таблицу.
Черты характера Чанга, заслуживающие уважение |
Черты характера охотника, заслуживающие уважение |
|
|
|