Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока чтения для 9 класса СКОУ VIII вида Е. Носов «Трудный хлеб»

СКАЧАТЬ (51.5 Kb) 09.04.2015, 00:34
Овчинникова Елена Владимировна
учитель русского языка и чтения, МБС(к)ОУ «С(к)О шкла № 54 VIII вида» г. Перми
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник № 1, Москва, «Владос», 2012 год, раздел «Чтение и развитие речи», автор В.В. Воронкова
Учебник: «Чтение», 9 класс, авторы-составители А.К. Аксенова, М.И. Шишкова, Москва, «Просвещение».
 
Цель:
Создание  условий для понимания учащимися основной мысли рассказа Е. Носова «Трудный хлеб», раскрытия духовных ценностей, по которым живет один из героев произведения.
 
Задачи:
  1. Коррекционно-образовательные:
- Отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, умения анализировать и делать выводы.
- Отрабатывать умения составлять характеристики героям литературного произведения.
- Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями  «уважение», «сострадание», «духовные ценности».
 
  1. Коррекционно-развивающие:
- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.
- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
 
  1. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным.
- На примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.
 
Ход урока.
 
  1. Организационный момент.
 
  1. Слово учителя:
 
-  На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми фактами биографии Е.Носова.  Домашним заданием   было прочитать рассказ этого писателя «Трудный хлеб» и подумать, как тема текста связана с его названием.
 
-  Прежде чем мы начнем  работать по тексту,  прочитаем  цитаты:
 
 «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
                            А. Шопенгауэр
 
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
                                            А. Боссе
 
 
- Какие словосочетания выделены в этих цитатах? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек)
 
- А связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.
 
  1. Работа по тексту.
 
- От чьего лица ведется  повествование в рассказе? (рассказчик – рыбак)
 
- Какие еще действующие лица есть в рассказе? (охотник и его собака Чанг)
 
- Получается, что в рассказе три персонажа, а кто же из них главный герой? (собака Чанг)
 
- Проследим по тексту и найдем всё, что написано о собаке.
 
Учащиеся  исследуют текст и выбирают слова из эпизодов, описывающих собаку:
 
- «вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу»
- «плыла легко и быстро»
- «длинные лохматые уши»
- «одобрительно замахал обрубком хвоста» на слова хозяина
- «черный шелковистый жилет спаниеля»
- «он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках»
- «В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки»
-«оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом»
- «ведь он совсем не похож на слепого»
- «по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял»
 
Составление характеристики спаниеля. Один учащийся описывает Чанга, остальные корректируют и дополняют.
 
Задание:
Выбрать из текста фразы, описывающие отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему четвероногому другу:
 
Отношение Чанга к хозяину Отношение хозяина к Чангу
«вопрошающе глядя на хозяина»
«Спаниель благородно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»
«Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином»
«Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»
«Золотая собака»
«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»
«А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет»
«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму»
«Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»
 
 
Делаем выводы, как охотник и собака относятся друг к другу.
- В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие друг друга. (Учащиеся высказывают свое мнение)
 
 
4. Беседа по тексту.
-  А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? Если бы другой хозяин, узнав, что пес слепой, избавился бы от калеки, ведь даже рассказчик-рыбак спросил:
«А не лучше ли вам завести другую собаку?»
 
- Ваше мнение на такой вопрос рыбака? Можно ли избавляться от друга, если он имеет какие-то проблемы со здоровьем?
 
Вернемся к цитате, прочитанной в начале урока:
 
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
                                   А. Шопенгауэр
 
- А сострадание – это что?  (Сострадание   -    жалость,    сочувствие,   вызываемые    чьим-нибудь несчастьем, горем.)
 
Только того, кто может сострадать, можно назвать добрым человеком.
Значит, хозяин собаки – добрый человек. Но он ведь не только сострадает своему другу, но и уважает его.
( Значение слова «уважение»:
1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 
2. Уважительное  отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.)
 
Охотник относится к Чангу как к человеку, которому нужна помощь. Он даже на охоту ходил только из-за своего питомца, чтобы тот чувствовал себя нужным и полноценным,  был настоящим охотничьим псом.
 
Еще раз прочитаем вторую цитату:
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
                                                                                                        А. Боссе
 
И мы, действительно, можем многое сказать о человеке по тому, как он относится к собаке, особенно, если собака нуждается в помощи.
 
- А как вы относитесь к фразе рыболова-рассказчика «А не лучше ли вам завести другую собаку?»
 
- Как вы думаете, понял ли рыбак, что задал неосторожный вопрос?
- Почувствовал ли он неловкость за этот вопрос?
 
Антон Павлович Чехов говорил: «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»
 
-Стало ли стыдно рыбаку?
-Да. Ведь собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный.
И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.
 
  1. Выводы.
 
- Какова тема произведения? Только ли главное в тексте, что «хлеб» должен быть «трудным», т.е честно заработанным?
 
- Тема рассказа о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.
 
  1. Домашнее задание:
Ответить на вопрос: «Какие черты характера Чанга и охотника, заслуживают уважение?», заполнив таблицу.
 
Черты характера Чанга, заслуживающие уважение Черты характера охотника, заслуживающие уважение
 
 
 
 
 
 
 
 

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ovchinelena
Просмотров: 4451 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог