Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Сражаюсь. Верую. Люблю». (В поэтическом мире Э.Асадова)

СКАЧАТЬ (58.0 Kb) 14.10.2018, 15:44
Блинкова Антонина Павловна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Локотская сош № 2 им. Н.Ф.Струченкова

Цели:

а) познакомить с жизнью и творчеством Э. Асадова;

б) развивать умения и навыки анализа лирического произведения;

cопоставительного анализа;

в) воспитывать любовь к поэзии, способствовать духовно-нравственному обогащению личности.

Эпиграф:

                И всё же,и всё же я верить не брошу,

               Что надо в начале любого пути

               С хорошей, с хорошей и только с хорошей,

               С доверчивой меткой к людям идти!

                                                                    Э.Асадов

Оформление урока:

         а) портрет, фото Э. Асадова в разные годы жизни;

         б) выставка книг ( сборник стихов ) поэта ;

         в) схема «Тематика, проблемы стихотворений Э. Асадова»

         г) план-схема « Особенности лирики Э. Асадова»

         д) музыкальное сопровождение к стихам

                                                     Ход урока

I. Вступительное слово учителя

  1. Как можно открыть для себя и полюбить поэта? Иногда для этого достаточно услышать или прочесть одно лишь стихотворение. Хотите полюбить Э. Асадова и его лирику? Тогда слушайте....
  2. Чтение учителем стихотворения « Ах, как всё относительно в мире этом!»

                        ( с музыкальным сопровождением )

    3. Не правда ли, интересное стихотворение? И я вижу в ваших глазах

        неподдельный интерес к автору. Кто же он, Э. Асадов?

Тема, цели урока сообщаются ученикам. Записывается эпиграф.

Задача нашего урока:

                        найти « ключик» к заветной комнате в музее поэзии. Комнате с

                        названием «лирика Э. Асадова.» Проникнуть в эту комнату и

                        постараться разобраться, постичь, осмыслить довольно непростой

                        мир поэта-современника.

  1. Краткий биографический очерк Э. Асадова.

            (сообщение заранее подготовленной ученицы)

  1. Бывает так, что судьба художника уже сама по себе является легендой. Жизнь

Э.Асадова- яркий тому пример...(Это и подогревает наш читательский интерес к этому имени).

Послушайте краткий очерк и подумайте,-Как сама жизнь подготовила многие стихотворения этого поэта?

Беседа о лирике.

  1. Конечно же, лучше всего о поэте  расскажут его стихи...

 «Сражаюсь.   Верую.   Люблю »,-так называется один из поэтических сборников

Э. Асадова. Эти слова-поэтическое кредо, девиз его жизни и творчества.

  1. Чтобы проникнуть в мир Э.Асадова, нам поможет следующая схема(«ключик» к разгадке).

        Тематика и проблематика стихотворений Э. Асадова.

 

                                                 к жизни                                     ценность бытия

 

                                                 к Родине                                    патриотизм, активная

                                                                                                     гражданская позиция

 

                                                мужчины и женщины            честность,

                                                                                                    бескомпромиссность

                                                                                                    в отношениях ,чистота

                                                                                                     чувств
 

ЛЮБОВЬ                          к человеку                                 доброта, милосердие,

                                                                                               вера в человека
 

                                               к природе                                  умение видеть и ценить

                                                                                                    красоту

 

                                               к другу                                       испытание на прочность

 

                                               к искусству                               духовный мир человека

 

  1. Анализ, чтение отдельных стихотворений.

1.Прежде чем обратиться к стихам, воспользуемся ещё одним            «ключом»(схемой)

Особенности лирики Э. Асадова.

I. Тематика, проблематика:   животрепещущие, злободневные вопросы современности, к нравственным проблемам.

 II. Жанровое разнообразие:   баллада, лирический монолог, раздумье, остросюжетное повествование, беседа, шутка («поэтическая драматургия» )

  III. Лирический герой:        изображён в сложных жизненных драматических

                                             ситуациях, поставлен в ситуацию выбора в момент

IV. Авторская позиция:       чётко выражена в прямых авторских оценках

  1. Сочетание лиризма и гражданственности(«Родине», «Двадцатый век»и др.)

Правдивость, искренность, прямота,открытый разговор с читателем

(«Я очень горжусь тем, что у меня нет ни одной строки, в которой бы я солгал...»)

VII.      Светлое, жизнеутверждающее, оптимистическое начало

                     (Вера в победу добра)

  1. Эмоциональная окрашенность, романтическая приподнятость

                      (событий, героев )

  1. Особенности языка:

-полемический накал, многоголосие;

-афористичность;

-живой разговорный язык.

Вывод:  «Как поэт... Э. Асадов абсолютно уникален , самобытен,неповторим.»

                                                                                                                     (С. Баруздин)

  1. Работа в группах  ( « за столиками» )

(Читают, анализируют стихотворения по схеме)

Группа № 1                            « Дорожите счастьем, дорожите!...»

Что общего у этого         (каждый миг жизни невозвратен, неповторим; надо уметь

стихотворения с             ценить будничное, обычное. Лирический герой-с восторженной

прозвуч. вначале            душой, верит в чудо, любит жизнь, счастлив тем, что умеет видеть красоту вокруг)

 

Группа № 2                            «Россия начиналась не с меча»

                                                 (стихотворение гражданского звучания, патриотично;

                                    образ Родины ассоциируется с образом былинного богатыря-

                                   -пахаря, труженика, по великой необходимости седлал коня и

                                    ехал защищать русскую землю. Совершается обращение  к

                                    историческому прошлому: озеро Чудское, Непрядва, Бородино.

                                    Народ с такими богатырями, с такой историей победить нельзя!

                                    Гордость за свою страну).

 

Группа № 3                              «О том, чего терять нельзя»

«Нельзя, чтобы               (острейшая проблема XX века: дефицит духовности,

люди меняли душу         технические достижения заслонили романтическое, сказочное,

на всякие бизнесы          в суете жизни забываем о душе, обкрадываем себя. Из жизни

и рубли»                           уходит сказка, тайна, красивые сны- «жизнь скучна...»

                                          Стихотворение-предостережение о духовном оскудении души

                                          человеческой).

 

3.  «Когда друзья становятся начальством»

Тема дружбы. Проблема: испытание друга и человека на ценность, прочность. В основе стихотворения положена житейская ситуация. На лицо конфликт: «был человек, и нету человека!» Основная мысль: не место и не должность возвеличивают человека, а его нравственная суть, его дела, поступки, главное -сохранить душу доброй и отзывчивой!

Сопоставительный анализ.

«Россия начиналась не                      «Реликвии страны»(им. «России») 1992год

с меча.» 1974год.                               Основная мысль: гнев, возмущение, боль за то,

Основная мысль:                               что продаётся слава и честь Отчизны (награды,

гордость за свою                                кресты, знамёна). Былое могущество страны

страну.                                                сменилось годами позора. Лирический герой

                                                            -активный гражданин, болеющий душой за

                                                             судьбу страны.

                                                             Проблема: отсутствие преемственности между

                                                             поколениями, разрушение духовной связи меж

                                                             ними (сохранение духовно-исторического

                                                             наследия страны)

 

Группа № 4           «Когда мне встречается в людях дурное.»   

                             (Доброта-главный ориентир в жизни. Лирический герой строг, 

                              критичен к себе, к людям «золотое правило»: верить, любить и

                              прощать. «Ужасно не хочется верить во зло . И в подлость ужасно

                              не хочется верить.» Эмоциональная окрашенность стиха ,

                              мажорный тон).

           

Стихи для анализа.

  1. « В лесном краю»
  2. « Слово о любви»
  3. « Письмо с фронта»

Что открыли для себя в поэтическом мире Э. Асадова?

 

Вывод: Поэзия Э. Асадова -лирическое пособие по духовно-нравственному воспитанию человека. Его стихами можно лечить душу!

 

  1. Заключительная часть урока.
  1. Как можно открыть для себя поэта ?

Взять книгу стихов и побыть наедине с автором. Вы сразу поймёте, ваш это автор или нет.

     2. Домашнее задание:

  1. выучить наизусть самое асадовское стихотворение, сделать его анализ

     2)визитная карточка поэта.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: АнтонинаБ | Теги: конспект урока, литература, урок литературы
Просмотров: 1270 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог