Конспект урока по литературе в 5 классе
по теме «Славянские и греческие мифы»
Разработал: Чеботари Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Богандинская СОШ № 42
Цели урока: познакомить с особенностями славянской и греческой мифологий;
дать представление о космогонических мифах; провести параллель между славянским мифом и русской сказкой; вызвать интерес учеников к славянским и древнегреческим мифам.
Словарная работа: славянские божества (Род, Сварог, Юша), герой, Геракл и Геркулес, титаны.
План урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Анализ славянского мифа о сотворении мира.
4. Работа над греческими мифами.
5. Сопоставление славянских и греческих мифов о сотворении мифов.
6. Подведение итогов урока. Задание на дом.
7. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
Учитель. Ребята,на прошлом уроке мы с вами говорили о мифах и мифологии. Давайте вспомним данные термины.
- Что такое миф?
(Миф – это предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений)
- А что мы называем мифологией?
(Мифология – совокупность мифов, созданных народами мира).
Учитель. То есть, мифы делятся на виды по национальному признаку. Но существует и другая классификация, связанная с их тематикой. Согласно этой классификации, мифы делятся на календарные, космогонические и героические. Именно последним мы посвятим сегодняшний урок.
III. Анализ славянского мифа «Рождение мира».
Учитель. Итак, запишем термин космогонические мифы. Ребята, как вы думаете, о чем они?
(О космосе, о Вселенной, о планете Земля).
Учитель. Верно. Космогонические мифы раскрывали тайны сотворения мира. Славяне тоже на свой лад пытались объяснить: откуда взялись звезды, солнце, Земля, люди и т.д. К уроку вы прочли славянский миф «Рождение мира».
- Кто, по мнению славян, сотворил мир?
(Род – Родник Вселенной, Отец богов)
Анализируя миф, учитель на доске рисует схему, дети – в тетрадях.
- Кто из сыновей-богов Рода создаст Землю?
(Сварог)
Учитель. Действительно, как и у многих народов мира, Землю мог создать Бог, связанный с одной из стихий. Сварог был богом огня.
- Скажите, у Сварога была обычная внешность?
(Нет. Род дал ему четыре головы, чтобы он мир осматривал во все стороны, чтобы никто и ничто от него не укрылось, чтобы всё замечал в поднебесной он).
- Что ещё делает Сварог?
(Прокладывает путь Солнцу, чтобы кони-дни мчались по небу, чтобы после утра разгорался день, а на смену дню – прилетала ночь).
Учитель. Именно так пытались объяснить древние люди смену дня и ночи.
- Что же ещё было во владениях Бога Огня?
(Месяц, звезды, Океан, ветры буйные).
Учитель. Хорошо. «Оглядел свои он владения, не заметил лишь…» кого?
(Землю - матушку).
Учитель. А о том, как и откуда появилась Земля – матушка, мы узнаем из пересказа фрагмента мифа «Сварог и уточка».
Фрагмент пересказывает заранее подготовленный ученик.
Учитель. Вы сейчас прослушали пересказ. Скажите, что напоминает он вам, встречались ли вы раньше с подобными текстами?
(Этот фрагмент похож на сказку).
Учитель. Действительно. Ведь и мифы, и сказки сочинял один и тот же народ – древние славяне. Поэтому миф создан по тем же принципам, что и сказка.
- Сколько раз Уточка ныряла в Океан?
(3 раза)
Учитель. Обратите внимание на то, что каждый следующий раз она под водой проводила больше времени, чем предыдущий: сначала - 1 год, затем – 2 года, а в последний – 3 года.
Этот прием называется троекратным повтором с нарастанием – градацией. С ним мы ещё встретимся не раз, изучая славянский фольклор.
Итак, уточка принесла в клюве горстку земли, из которой Сварог с помощью ветров, Месяца, Солнца создал Землю.
- Как же выглядела Земля в представлении наших предков? На чем она держалась?
(Чтобы Земля не ушла обратно в Океан, Род родил дивного, многосильного змея Юшу. Должен он был держать её долгие годы и века).
На доске и в тетрадях делается запись схемы.
- Какие эмоции вызвал у вас этот миф?
Учитель. Мы можем с уверенностью сказать, что наши предки были талантливыми людьми, фантазерами.
IV. Работа над греческими мифами.
V.
Учитель. Если славяне объясняли происхождение мира с помощью божеств вымышленных, фантастических, то древние греки богов уподобляли людям. Поэтому и мифы о сотворении мира являются героическими.
- Кого в Древней Греции называли героями?
(Полубогов – полулюдей. Т.е., один из родителей героя должен быть Богом, а другой – земным человеком, смертным).
- Назовите самого известного героя греческих мифов.
(Геракл).
Учитель. Прежде, чем перейти к изучению мифов о Геракле, нам нужно получить представление о происхождении, устройстве мира древних греков.
Самостоятельное изучение статьи учебника.
Учитель. Итак, как зародилась жизнь с точки зрения греков? Кто был Прародителем?
(Гея (Земля) родила Титанов – Богов, олицетворяющих стихии природы).
Учитель. Получается, что сама Земля была Прародителем жизни. Этим мифы греков кардинально отличаются от мифов славян.
После свержения титанов, к власти пришли Аид, Зевс, Посейдон, которые взяли себе по царству. Зевс взял Землю и стал править Миром. Посейдону досталось морское царство, а Аиду – подземный мир, царство мертвых. Именно Зевс стал отцом Геракла.
Домашнее задание.
Мифы о рождении Геракла и его подвигах вы прочитаете к следующему уроку дома, а тот , который вам понравится больше всего, приготовьтесь пересказать.
Составление схемы на доске и в тетрадях.
VI. Сопоставление славянских и греческих мифов.
- Сравните теперь эти две схемы.
- Какие мифы о происхождении мира (славянские или греческие) вызывают у вас больший интерес?
VII. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Вывод. Ребята, сегодня на уроке мы с вами затронули очень сложную, но интересную тему. Мы прикоснулись к культуре древних народов. Наших предков волновали те же проблемы, что и нас; они делали догадки о том, что для нас является очевидным. Древние люди стояли у истоков развития цивилизации, и мы с вами тоже являемся звеном бесконечной цепи. Наша задача: не забывать о прошлом, чтобы сохранить будущее.
VII. Рефлексия.
|