Разработка урока русского языка для 7 класса. Тема урока: Правописание окончаний. Тип урока:Урок обобщения и систематизации. Цели урока: Обучающая: закрепить умение распознавать части речи; умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, причастия в речи; обогащать словарный запас детей. Развивающая: развивать умение слушать и слышать (аудирование); развивать речь учащихся; развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность. Воспитательная: воспитание интереса к предмету; воспитание любви к природе; воспитание любознательности и взаимопомощи. Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Средства обучения: рабочие тетради. План урока: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных. 4. Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов. 5. Глагол. Фронтальный опрос по вопросам. 6. Лексическое значение. Работа с синонимами. 7. Физминутка по теме. 8. Работа по теме. Переход к повторению причастий. 9. Творческая работа. 10. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа с учебником. 11. Рефлексия. 12. Домашнее задание. Ход урока. 1. Оргмомент. Запись в тетрадь числа, темы урока. Цели урока сообщают сами учащиеся, исходя из названия темы. 2. Актуализация знаний. - Я предлагаю посмотреть инсценировку из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает. Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. - Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное? 3. Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных. «Приём подбора». Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение. НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания. Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую. - Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже) - Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу) - Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному) «Собери слово». Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания. Ответы: верному, горячему, чистой. - Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.) - А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте. Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба! 4. Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов. «Собери предложение». Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение. На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда. У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква. Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа. Ответ: На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.). У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.). Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.). 5. «Глагол». Фронтальный опрос по вопросам. - Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение) - Как определить спряжение? (по неопределенной форме) - Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить) 6. «Лексическое значение. Работа с синонимами.» - А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу по одному представителю из каждой группы к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях. Ед.ч. 1. Я – бегу 2. Ты – бежишь 3. Он, она – бежит Мн.ч. 1. Мы – бежим 2. Вы – бежите 3. Они – бегут - К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол. - Выполняем следующее задание. Работаем в тетрадях. У каждой группы свои предложения. Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме. 1 группа Годы … Из крана … вода. 2 группа Куда вы так …? Тропинка … по склону горы. - Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы? 7. Физминутка по теме. - Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите. Начали! Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. 8. Работа по теме. Переход к повторению причастий. (Работа по группам и у доски слабоуспевающих – по одному из команды. Фонетический разбор слов: изогнутый, открытый) И-зог-ну-тый – 4 слога И (и) – гласн., безудар. З (з) – согл., звонк., твёрд. О (о/) – гласн., ударн. Г (г) – согл., звонк., твёрд. Н (н) – согл., звонк., твёрд. У (у) – гласн., безудар. Т (т) – согл., глух., твёрд. Ы (ы) – гласн., безудар. Й (й,) – согл., звонк., мягк. 9 б., 9 зв. От-кры-тым – 3 слога О (а) – гласн., безудар. Т (т) – согл., глух., твёрд. К (к) – согл., глух., твёрд. Р (р) – согл., звонк., твёрд. Ы (ы/) – гласн., ударн. Т (т) – согл., глух., твёрд. Ы (ы) – гласн., безудар. М (м) – согл., звонк., твёрд. 8 б., 8 зв. Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение, найти причастия, определить разряд (действительное или страдательное). На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз. Ответ: Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр. Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр. Приходится – II спр. Жонглировать – I спр. Причастия: изогнутый (страдат., прош.вр.); открытым (страдат., прош.вр.); схваченную (страдат., прош.вр.) Двое учеников идут к доске, разобрать причастия по составу: Открытым , схваченную . 9. «Творческая работа». Задание 7: К предложенным изображениям составить словосочетания, состоящие из имени существительного и причастия. (К каждому изображению по одному словосочетанию). Определить разряд причастия. 1 группа. (Падающие листья, запотевшее окно, идущие люди; читаемые журналы; выполненная лабораторная) 2 группа. (Льющийся водопад, желтеющие листья, падающие листья; прочитанная книга; отвечающий ученик) Какая команда выполнит первая, поднимет руку. Опрашиваются обе команды, так как изображения разные. - Итак, как мы определяем правописание окончаний у причастий? (по вопросу). - А у какой ещё части речи мы также определяем правописание окончаний по вопросу? (у прилагательных) 10. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа с учебником. Задание: Упр. 133 в тетрадях выполнить по заданию. Дополнительно сделать синтаксический разбор первого предложения. 11. Рефлексия. Задание 8: Заполнить карточку устно: Я работал с __________ настроением. Я _________ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________. 12. Домашнее задание. Упр. 134 (задания 1 и 3), ЗСП-5.
|