Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку для 7 класса "Правописание окончаний"

СКАЧАТЬ (1.35 Mb) 07.11.2013, 11:28
Автор: http://ya-uchitel.ru/stuff/0-0-2799-0-17
Лелекова Евгения Вячеславовна
Учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" города Оренбурга, Оренбургской области
Разработка урока русского языка для 7 класса.
Тема урока: Правописание окончаний.
Тип урока:Урок обобщения и систематизации.
Цели урока:
Обучающая:
закрепить умение распознавать части речи;
умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, причастия в речи;
обогащать словарный запас детей.
Развивающая:
развивать умение слушать и слышать (аудирование);
развивать речь учащихся;
развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету;
воспитание любви к природе;
воспитание любознательности и взаимопомощи.
Методы:
деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения:
рабочие тетради.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных.
4. Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.
5. Глагол. Фронтальный опрос по вопросам.
6. Лексическое значение. Работа с синонимами.
7. Физминутка по теме.
8. Работа по теме. Переход к повторению причастий.
9. Творческая работа.
10. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Запись в тетрадь числа, темы урока. Цели урока сообщают сами учащиеся, исходя из названия темы.
2. Актуализация знаний.
- Я предлагаю посмотреть инсценировку из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
- Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?
3. Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных.
«Приём подбора».
Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.
НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ
Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)
- Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)
«Собери слово».
Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: верному, горячему, чистой.
- Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)
- А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!
4. Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.
«Собери предложение».
Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.
На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.
У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.
Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.
Ответ:
На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).
У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).
Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).
5. «Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.
- Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)
- Как определить спряжение? (по неопределенной форме)
- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)
6. «Лексическое значение. Работа с синонимами.»
- А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу по одному представителю из каждой группы к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.
Ед.ч.
1. Я – бегу
2. Ты – бежишь
3. Он, она – бежит Мн.ч.
1. Мы – бежим
2. Вы – бежите
3. Они – бегут
- К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.
- Выполняем следующее задание. Работаем в тетрадях. У каждой группы свои предложения.
Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.
1 группа
Годы …
Из крана … вода. 2 группа
Куда вы так …?
Тропинка … по склону горы.
- Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?
7. Физминутка по теме.
- Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.
Начали!
Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
8. Работа по теме. Переход к повторению причастий.
(Работа по группам и у доски слабоуспевающих – по одному из команды. Фонетический разбор слов: изогнутый, открытый)
И-зог-ну-тый – 4 слога
И (и) – гласн., безудар.
З (з) – согл., звонк., твёрд.
О (о/) – гласн., ударн.
Г (г) – согл., звонк., твёрд.
Н (н) – согл., звонк., твёрд.
У (у) – гласн., безудар.
Т (т) – согл., глух., твёрд.
Ы (ы) – гласн., безудар.
Й (й,) – согл., звонк., мягк.
9 б., 9 зв. От-кры-тым – 3 слога
О (а) – гласн., безудар.
Т (т) – согл., глух., твёрд.
К (к) – согл., глух., твёрд.
Р (р) – согл., звонк., твёрд.
Ы (ы/) – гласн., ударн.
Т (т) – согл., глух., твёрд.
Ы (ы) – гласн., безудар.
М (м) – согл., звонк., твёрд.
8 б., 8 зв.
Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение, найти причастия, определить разряд (действительное или страдательное).
На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.
Ответ:
Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.
Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.
Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.
Причастия: изогнутый (страдат., прош.вр.); открытым (страдат., прош.вр.); схваченную (страдат., прош.вр.)
Двое учеников идут к доске, разобрать причастия по составу:
Открытым , схваченную .
9. «Творческая работа».
Задание 7: К предложенным изображениям составить словосочетания, состоящие из имени существительного и причастия. (К каждому изображению по одному словосочетанию). Определить разряд причастия.
1 группа.
(Падающие листья, запотевшее окно, идущие люди; читаемые журналы; выполненная лабораторная)
2 группа.
(Льющийся водопад, желтеющие листья, падающие листья; прочитанная книга; отвечающий ученик)
Какая команда выполнит первая, поднимет руку. Опрашиваются обе команды, так как изображения разные.
- Итак, как мы определяем правописание окончаний у причастий? (по вопросу).
- А у какой ещё части речи мы также определяем правописание окончаний по вопросу? (у прилагательных)
10. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Задание: Упр. 133 в тетрадях выполнить по заданию. Дополнительно сделать синтаксический разбор первого предложения.
11. Рефлексия.
Задание 8: Заполнить карточку устно:
Я работал с __________ настроением.
Я _________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________.
12. Домашнее задание.
Упр. 134 (задания 1 и 3), ЗСП-5.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lelekova86
Просмотров: 9582 | Загрузок: 779 | Рейтинг: 3.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог