Тема урока: «Род имен существительных»
Цель урока: создать условия для активизации познавательной деятельности в получении новых знаний и умений в определении рода имен существительных.
Задачи
Образовательные
- актуализация имеющихся знаний об имени существительном;
-введение понятие «род имён существительных» через организацию подводящего диалога;
-умение определять род имен существительных;
Коррекционно -развивающие - формирование навыков связной устной речи (умения правильно выразить свою мысль, правильно понять вопрос), уточнение словаря учащихся;
-коррекция синтаксического строя речи в процессе работы с предложением.
- формирование умения сравнивать и обобщать, группировать, устанавливать несложные связи;
-формирование умения осуществлять «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления.
Воспитательные -воспитание умения работать в парах;
- воспитание умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, участвовать в групповой работе
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.
Оборудование: учебные принадлежности, рабочие тетради, мультимедийная презентация,
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Коррекционная деятельность
1.Этап организационно -подготовительный Учитель приветствует, проверяет готовность, настраивает на урок
Упражнение «Поздоровайся глазами».
Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Просит каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.
Установливает контакт с обучающимися.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?
- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Обучающиеся готовятся к уроку
Здороваются глазами.
Поднимают руки.
2.Актуализация знаний
Цель :повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы; развивать умение анализировать, сравнивать, группировать информацию, делать выводы. Тренировочная «зарядка»
Доброе слово лучше мягкого пирога.
(Прочитывают, проговаривают, записывают по памяти.
Для отдельных учащихся только орфографическое чтение.)
Задание «Третий лишний» (весь класс)
На доске 3 ряда слов. Прочитайте слова. Из каждого ряда надо исключить по одному слову и составить из этих слов четвёртый ряд.
1.Радость, горе, печаль
2.Зло, добро, ненависть
3.Сочувствие , милосердие, эгоизм
Какое слово можно исключить из первого ряда? Обоснуйте свой ответ.(из второго, третьего). Слова какой части речи в каждой строке?Обучающиеся прочитывают, проговаривают, записывают по памяти.
(Выбирают слова, записывают ряд слов, обосновывают выбор.
Отвечают на вопросы)
Повторение.
- Давайте еще раз вспомним, как мы определяем имена существительные?
-Что мы знаем об именах существительных?
-Какие мы знаем падежи?
Прочитайте сказку и вспомните падежи.
« Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили его назвать………Родился и стал………Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил все раздавать, его назвали…….Но он был озорником, за всякие проделки его винили, и он стал……Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться……..Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали его теперь…………»
(Обучающиеся вставляют устно название падежей.Для отдельных учащихся подчеркнуты слова-подсказки)
-Какой падеж у нас самый первый? На какие вопросы он отвечает?
(Повторение падежей важно, т.к. род определяем по И.п., не все дети умеют поставить в И.п)
Проверка Д/З.
-К уроку вы готовились еще дома – выполняли упражнение. Вам нужно было записать предложения, найти в них имена существительные и указать у них число.
Предложения домашнего упражнения:
1. Лето приносит немало забот.
2. Осень прошлась по полям и лесам.
3. Январь белым махнул рукавом.
(Ученики зачитывают имена существительные, которые нашли в предложениях домашнего задания, указывают число)
- Я тоже выполняла домашнее задание и подготовила для вас пары к предложениям, которые были в домашнем задании.
Детям предлагаются предложения на карточках:
1.Он деревья осыпал пушистым снежком.
2.Оно за весною к нам в гости идёт.
3.Она припасы заготовила нам.
- Подберите к предложениям домашнего задания подходящие предложения, которые даны на карточках.
- А как вы определили эти пары? Какие слова помогли?
(Ученики подбирают предложения.Высказывают свои предположения
- А можно ли было словом ОНА заменить имя существительное ЯНВАРЬ, словом ОН – ЛЕТО, словом ОНО - ОСЕНЬ?
- Может быть, что имена существительные в русском языке распределяются по тому признаку, что их можно заменять словами ОН, ОНА, ОНО? Нам же интересно, мы хотим все быть грамотными. Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься, и какова будет цель нашего урока?
Высказывают предположения
- Да, вы правы, и я предлагаю вам имена существительные, а вы пробуете их распределить по группам:
1.Радость, горе, печаль
2.Зло, добро, ненависть
3.Сочувствие , милосердие, эгоизм
- Какой мы можем сделать вывод?
( Распределяютслова по группам. Делают вывод. Работа в парах постоянного состава.Проговаривание, прочитывание объяснение значения слов)
- Сейчас вы сами проверите, правильно ли вы сделали свои выводы. Откроем учебник на странице 116 и прочитаем, что написано в рамке.
Вернемся к выписанным словам и разгадаем шараду.
Изучите шараду и назовите слово, которое зашифровано в данной записи:
Радость, эгОизм, Добро = ?
(Разгадывают шараду, определяют тему урока)
-Мы с вами сделали уже вывод, что имена существительные можно разделить на три группы. Теперь узнали, что они могут быть мужского, женского и среднего рода. Попробуйте догадаться, существительные какого рода можно заменить словом ОН, какого – словом ОНА, а какого – словом ОНО?
- Давайте сверим с учебником, правильно ли мы догадались.
- А теперь, чтобы зафиксировать всё, что мы сами узнали и о чем узнали из учебника, мы заполним таблицу. Эту таблицу мы вклеим в свои справочники . Столбец «ПРИМЕРЫ» пока не заполняем. (см.Приложение№1)
-А теперь ответьте, как мы будем её пользоваться для определения рода у имени существительного?
((Ученики заполняют таблицу в парах постоянного состава (за более слабыми закреплены более успешные обучающиеся,
объясняют алгоритм действий)
- Сейчас мы попробуем это сделать и заполним столбец «примеры» в нашей таблице.
Для этого мы будем использовать картинки (см.Приложение2)- словарная работа
(Заполняют последнюю графу таблицы На отдельных карточках слова с пропуском букв и без пропуска (выбор карточки). Проверка с орфографическим проговариванием для обучающихся, осваивающих материал на минимально необходимом уровне).
Физкультминутка
- Мы хорошо поработали и нам нужна небольшая физкультминутка. Я буду называть имена существительные,; если существительное будет мужского рода, то будут вставать мальчики, поднимать руки вверх и говорить «он мой»; если это существительное будет женского рода, то девочки будут вставать, поднимать руки вверх и говорить «она моя», а если существительное окажется среднего рода, то все будут вставать, разводить руки в стороны и говорить «оно мое». (На первом уроке изучения рода имени существительного важно соблюдать последовательность рода, чтобы ребята, у которых слабая память запоминали слова подсказки)
- Вот мы немного передохнули. Но и отдых мы провели с пользой, еще раз потренировались определять род у имен существительных. Кто-то быстро определял род, а кто-то не так быстро. Сейчас мы еще раз закрепим полученные знания в определении рода у существительного. А поможет нам стихотворение Е. Липатовой:
Луна похожа на лукошко,
На освещенное окошко.
Луна – блестящая монета.
Луна – лимон! Луна – конфета!
А может, это апельсин?
Подсолнух!
Пуговица!
Блин!
Луна похожа на яйцо,
Луна похожа на лицо,
На колобок,
Колечко,
Блюдо!
Луна – волчок!
И просто – чудо!
- Перечислите, на что же похожа луна по мнению автора?
(Ученики слушают стихотворение. Читают «жужжащим чтением»)
Мы разделимся сейчас на три группы. И первая группа будет выписывать из стихотворения существительные женского рода, вторая группа – мужского рода, третья группа – среднего рода.
( Для группы обучающихся, которым требуется особая поддержка существительные в тексте подчеркнуты.
Для группы обучающихся, усваивающих материал на минимально необходимом уровне, все существительные выделены разными цветами в зависимости от рода)
Проверь свою работу
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
-Не пропустил ли ты букву?
-Не добавил ли лишнюю букву?
-Не написал ли вместо одной буквы другую?
-Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.(по уровням)
1 и 2 уровень. Для группы обучающихся, которым требуется особая поддержка, в скобках после существительных указаны слова – подсказки.
Работа с текстом. Определить род существительных, записать в скобках.
Вечер (он мой ) ( ….р.). Бушует метель(она моя ) ( ….р.). Ветер(он мой ) ( ….р.) гудит и стонет. Мгла(она моя ) ( ….р.). Тревожно бьется в стекло(оно мое ) ( ….р.) замерзшая ветка(она моя) ( ….р.). Какая же завтра будет погода(она моя ) ( ….р.)? Утром смотрю в окно(оно мое ) ( ….р.). Утихла вьюга(она моя) ( ….р.). Мороз(он мой ) ( ….р.). Солнце(оно мое ) ( ….р.). Снег(он мой ) ( ….р.) сверкает. Чудесный день(он мой ) ( ….р.)!
(Приложение 5)
3уровень. Используя таблицу, составленную на уроке, и материалы упражнений заполнить схему (Приложение №3)
- Вспомните, какую цель урока мы поставили?
- Мы выполнили эту цель?
- Что нового мы узнали на уроке?
- О чем мы догадались сами?
- О чем мы прочитали в учебнике?
- Что мы составили для определения рода имен существительных?
- Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшем? Для чего они нам понадобятся?
Рефлексия.«Смайлики»
-Я все хорошо понял на уроке, я научился определять, мне было интересно.
-Я не все понял на уроке, но постараюсь разобраться с родом имен существительных.
-Я ничего не понял , на уроке мне было трудно скучно.
(Приложение 4)
|