Сегодня: 22.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока-семинара "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь" 8 класс

СКАЧАТЬ (29.3 Kb) 21.09.2014, 12:24
Рогачева Дарья Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №28 г.о. Самара
Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
МБОУ СОШ №28 г.о. Самара.
Учитель русского языка и литературы.
Конспект урока-семинара «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».
Возрастная категория: для учеников восьмых классов.
Цели урока: формировать и последовательно закреплять навыки самостоятельной работы с дополнительной учебной литературой и другими информационными источниками с целью поиска новых знаний; развивать познавательные, творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, устную диалогическую и монологическую речь, интерес к русскому языку.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проигрыватель с большим экраном; три презентации учащихся на темы «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них», «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной», «Цитаты и знаки препинания при них»; белые стандартные листы формата А-4, на которых распечатан с помощью компьютера и принтера отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов» (по количеству парт или столов, занимаемых учащимися).
План урока-семинара
1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.
2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися.
3. Вопросы к выступающим докладчикам.
4. Чтение рецензий.
5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий.
6. Выполнение письменных заданий и упражнений.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара.
Ход урока
Весь класс заранее делится на группы, обладающие одинаковым количеством человек в них,- докладчиков и рецензентов, перед которыми будут поставлены различные цели и задачи.
1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач. Учитель в своём вступительном слове рассказывает школьникам о том, что сегодняшний урок русского языка будет не совсем обычным, потому что он пройдёт в форме семинара, в ходе которого они займутся изучением нового для них раздела под названием «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь». В процессе увлекательного исследования данных тем учащиеся узнают обо всех известных способах, при помощи которых становится возможной передача чужой речи, о том, каким образом можно заменить прямую речь косвенной, а также о правилах постановки знаков препинания в предложениях, содержащих цитаты, диалоги, прямую и косвенную речь.
2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися. Сформулировав учебные задачи, учитель предлагает учащимся перейти к следующему этапу урока-семинара – просмотру презентаций учащихся, которые были подготовлены ими в качестве домашнего задания.
Каждая из компьютерных презентаций должна иметь строго обязательную структуру и содержать в своём составе не менее пяти различных слайдов. Однако слишком много их тоже не должно быть в связи с ограничением урока определёнными временными рамками.
Итак, содержание и структура компьютерной презентации обычно бывают следующими. На первом по счёту слайде указывается тема презентации, на втором – имена и фамилии учащихся, которые работали над её созданием, а также информация о том, в каком классе и школе они обучаются. Третий слайд представляет собой сформулированный единственный проблемный вопрос, ответ на который должен заключаться в основной части презентации, занимающей одновременно некоторое количество слайдов. Предпоследний слайд содержит логически выводы, а на последнем из них в обязательном порядке указывается использованная в ходе подготовительной работы литература и адрес страниц Интернет-сайтов.
Первыми демонстрируют свою презентацию ученики, которым досталась тема «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них». Проблемный вопрос: во всех ли случаях ставятся одинаковые знаки препинания в предложениях, которые содержат прямую речь или диалог? Далее, в основной части повествуется о том, что такое прямая речь и слова автора, каким образом они оформляются на письме в самых различных случаях. Причём теоретический материал, изложенный в презентации, иллюстрируется конкретными примерами, разнообразными таблицами, а также многочисленными графическими изображениями и схематическими чертежами и рисунками. Затем докладчики знакомят слушателей с краткой информацией о диалоге и знаках препинания при нём.
Далее на середину класса выходит вторая группа учащихся, которая будет демонстрировать свою презентацию на тему «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной». Проблемный вопрос заключается в следующем: какими известными способами можно заменить прямую речь косвенной? В основной части излагается теоретический материал о том, что такое косвенная речь, какие функции она выполняет в различных текстах, какова структура подобных предложений и знаки препинания, необходимые в них.
После просмотра очередной презентации третья группа участников семинара демонстрирует свою домашнюю работу под названием «Цитаты и знаки препинания при них», в ходе которой пытаются дать ответ на такой проблемный вопрос: наличие каких знаков препинания является необходимым при цитировании различных видов прозаических и стихотворных текстов? В основной части данной презентации вниманию зрителей и слушателей предлагается информация о том, что такое цитаты, раскрываются основные способы цитирования и знаки препинания при них.
3. Вопросы к выступающим докладчикам. Завершив демонстрацию всех компьютерных презентаций, учительобращается ко всем школьникам, обучающимся в данном классе, чтобы выяснить, есть ли у зрителей и слушателей вопросы к только что выступившим докладчикам по новому материалу. Если вопросы имеются, то участники задают их докладчикам, которые обязаны дать на них правильный, точный, чёткий и ясный ответ.
4. Чтение рецензий. Учащиеся, предварительно назначенные рецензентами, должны были заранее ознакомиться с компьютерными презентациями докладчиков, причём не только просмотреть и изучить их, но и написать краткие рецензии к ним на отдельных стандартных листах формата А-4.
На данном этапе урока-семинара рецензенты зачитывают свои рецензии в порядке установленной очерёдности, а остальные участники внимательно слушают, подготавливаясь тем самым к их активному обсуждению и анализу.
5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий. Прослушав все подготовленные рецензии, учитель предлагает школьникам высказать свои личные мнения и собственные точки зрения по поводу продемонстрированных их вниманию компьютерных презентаций и рецензий на них. Так начинается следующий этап семинара – обсуждение и анализ. Завершается он определением лучшей презентации и выбором самой объективной рецензии путём проведения всеобщего голосования.
6. Выполнение письменных задач и упражнений. Закончив работу по теории, учитель предлагает учащимся непосредственно перейти к практической части семинара.
Практическое задание № 1. В качестве первого письменного задания он раздаёт ученикам белые стандартные листы формата А-4 (по одному листу на стол или парту), на которых распечатан следующий отрывок из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов»:
«Илья Ильич лёг на спину, но не вдруг заснул. Он думал, думал, волновался,волновался…
Но на самом-то деле эти два несчастья, то есть зловещее письмо старосты и переезд на новую квартиру, перестали тревожить Обломова и поступали уже только в ряд беспокойных воспоминаний.
«До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».
«И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…» И что тревожиться? – думал он».
Мысль о переезде тревожила его несколько более. Это было свежее, позднейшее несчастье; но в успокоительном духе Обломова и для этого факта наступала уже история. Хотя он смутно и предвидел неизбежность переезда, тем более, что тут вмешался Тарантьев, но он мысленно отдалял это тревожное событие своей жизни хоть на неделю, и вот уже выиграна целаянеделяспокойствия!
«А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну, как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»
Так он попеременно волновался и успокаивался, и, наконец, в этих примирительных и успокоительных словах авось, может быть и как-нибудь Обломов нашёл и на этот раз, как находил всегда, целый ковчег надежд и утешений, как в ковчеге завета отцов наших, и в настоящую минуту он успел оградить себя ими от двух несчастий».
Когда школьники прочитают про себя предложенный их вниманию текст, учитель задаёт им вопросы по новому, только что изученному материалу:
- Встретились ли вам в этом отрывке из художественного произведения какие-нибудь способы передачи чужой речи? Выпишите из данного текста только такие предложения, в которых имеются цитаты, диалог, прямая или косвенная речь. Составьте схемы каждого из них.
Один ученик работает на доске, а все остальные – в своих тетрадях.
Ответы учеников:
- В этом тексте есть предложения с прямой речью, которые состоят из слов автора и непосредственно прямой речи.
1) «До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».
Схема данного предложения: «П, - а, - а».
2) «И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…»
Схема предложения: «П? – а. – П».
3) «И что тревожиться? – думал он. – Скоро и план подоспеет – чего ж пугаться заранее? Эх, я…»
Схема предложения: «П? – а. – П».
- Кроме того, в этом тексте присутствует такое предложение с прямой речью, в котором полностью отсутствуют слова автора. Например:
«А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»
Схема предложения: «П».
- Также в данном отрывке из художественного произведения встречается одна цитата, когда главный персонаж романа как будто цитирует слова из письма своего старосты:
«До бед, которыми грозит староста, еще далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков “водворят на место жительства”, как он пишет.
Цитатой здесь являются слова «водворят на место жительства», которые входят в авторскую речь в качестве части предложения, поэтому они пишутся с маленькой буквы и обозначаются кавычками.
Завершив работы с данным практическим заданием, учитель предлагает школьникам следующее.
Практическое задание № 2. Одного из учеников он вызывает к доске, а остальные учащиеся записывают под диктовку в своих тетрадях предложения с цитатами. В данном случае их задача заключается в том, чтобы правильно расставить знаки препинания в них. Для подобной работы могут рекомендоваться предложения, перечисленные далее.
1) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой утверждал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Ответ учеников:
- Только что записанное предложение содержит в своем составе цитату, которая является прямой речью, находясь рядом со словами автора.
Далее учитель предлагает учащимся изменить это предложение таким образом, чтобы использованная в нем цитата вошла в авторскую речь, являясь одной из ее составляющих частей.
Ответ учеников:
- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой называл спокойствие «душевной подлостью», а «а чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Затем ученики записывают предложение с цитатой, но уже в переделанном варианте. Один из них работает на доске, а остальные школьники – в своих тетрадях.
После этого учитель приглашает для работы на доске другого ученика, который должен записать предложение с цитатой, правильно расставив в нем знаки препинания, и охарактеризовать его.
2) Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди», что в пьесе «Ревизор» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».
Ответ учеников:
- В данном случае цитата введена в авторскую речь и является частью предложения
Учитель озвучивает практическое задание:
- Переделать и записать это предложение таким образом, чтобы данная цитата оказалась прямой речью, находящейся рядом со словами автора.
Ответ учеников:
- Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди»: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».
Далее учитель вызывает к доске третьего школьника для работы над следующим предложением. Практическое задание к нему же, как и к предыдущим предложениям.
3) Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Вес ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе».
Ответ учеников:
- В этом предложении цитата находится при ловах и является прямой речью.
Учитель озвучивает практическое задание к нему. Оно такое же, как и к предыдущим записанным предложениям. Надо переделать его таким образом, чтобы цитата, являющаяся прямой речью, превратилась в одну из составляющих частей предложения, войдя в речь автора.
Ответ учеников:
- Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал, что он «вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем», следовательно « все ужасы этой вековой кабалы видел в их наготе».
Далее для работы на доске учитель назначает другого учащегося.
4) «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным, – писал Николай Александрович Добролюбов в своей критической статье «Луч света в темном царстве»,- легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».
Ответ учеников:
- Здесь цитата оформлена как прямая речь, причем слова автора, находящиеся в непосредственной близости к ней, разрывают ее, разделяя подобным способом на две половины.
Задание учителя:
- Переделайте предложение таким образом, чтобы прямая речь представляла собой единое целое, а слова автора не разрывали ее пополам.
Ответ учеников:
- В своей критической статье «Луч света в темном царстве» Николай Александрович Добролюбов писал: «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».
Задание учителя:
- А теперь изменяем получившееся предложение таким образом, чтобы прямая речь частью авторской речи, однако писалась с маленькой буквы и в кавычках.
Ответ учеников:
- По мнению Николая Александровича Добролюбова, которое он изложил в своей критической статье «Луч света в темном царстве», «конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».
Для работы с другим предложением (записи, характеристики, объяснения постановки знаков препинания и выполнения практического задания к нему) к доске приглашается очередной ученик.
5) Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский считал роман в стихах «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина, самым любимым дитём его фантазии», утверждая при этом, что «можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».
Ответ учеников:
- Здесь цитата введена в авторскую речь в качестве составляющей части этого предложения.
Задание учителя:
- Передать предложение таким образом, чтобы цитата превратилась в прямую речь, находящуюся при словах автора.
Ответ учеников:
- Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».
Практическое задание № 3. Сочинить фрагмент текста под названием «Телефонный разговор двух сестёр» и записать его в форме диалога в своих тетрадях, расставляя при этом необходимые знаки препинания.
Далее учитель предоставляет учащимся несколько минут для выполнения этого практического задания, а сам засекает время. В среднем на придумывание и составление диалога должно быть использовано приблизительно три минуты. Далее следует этап их проверки, когда участники урока-семинара зачитывают то, что у них получилось, попутно комментируя написание и правила постановки знаков препинания. Например, диалог на тему « Телефонный разговор двух сестёр» может быть следующим:
Рано утром в квартире Татьяны раздался телефонный звонок. Девушка подняла руку и сказала:
- Я слушаю вас!
- Танюша, здравствуй! – услышала она в ответ голос своей двоюродной сестры Натальи.
- Доброе утро, дорогая!
- Как у тебя дела?
- Спасибо, всё хорошо. А у тебя?
- И у меня тоже всё в порядке. Может быть, сходим сегодня вечером в кинотеатр на премьеру нового фильма?
- С удовольствием! Будет очень интересно!
- Тогда до вечера. Встречаемся в фойе кинотеатра.
- Хорошо, тогда договорились. До встречи!

Здесь школьники должны отметить и особенно подчеркнуть тот факт, что каждая очередная реплика диалога пишется с новой строчки, при этом перед ней необходимо поставить тире, однако не выделять слова кавычками.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара. Когда школьники успешно справятся со всеми практическими заданиями и упражнениями, учитель подводит итоги урока-семинара, обобщая ту новую информацию, с которой они сегодня обзорно познакомились. Также в своём заключительном слове он акцентирует внимание учащихся на том, что на последующих уроках русского языка они продолжат повторение и закрепление данных тем. Кроме того, на данном этапе преподаватель выставляет ученикам оценки за работу на уроке, при этом кратко рецензируя и аргументируя их.
Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
МБОУ СОШ №28 г.о. Самара.
Учитель русского языка и литературы.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: rog87
Просмотров: 2105 | Загрузок: 105 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог