Сегодня: 24.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока "Синтаксис. Виды предложений по количеству грамматических основ" 5 класс

24.08.2014, 17:27
Родкина Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №13 г.Балаково Саратовской области
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области


 
Конспект урока по русскому языку
«Синтаксис. Виды предложений по количеству грамматических основ»
 
РАЗРАБОТЧИК:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Родкина Наталья Викторовна
 
Балаково-2013


Класс: 5
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Тема урока: «Синтаксис. Виды предложений по количеству грамматических основ»
Тип урока: рефлексии

Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к усвоению новых знаний (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательные: повторить и расширить знания по теме «Синтаксис. Виды предложений по количеству грамматических основ», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

 
Сценарий урока
 
Синтаксис. Виды предложений по количеству грамматических основ


Организационный момент
- Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Я рада приветствовать вас и уверена, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом и радость новых открытий. Успехов вам и удачи!

Мотивация
Цель:
• мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-Посмотрите на слайд, перед вами китайская пословица, которая гласит, что…

Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
-Выскажите свое отношение к смыслу пословицы, опираясь на слова хочу, надо, могу.
(хочу УЧИТЬСЯ
Надо МНОГО ЗНАТЬ, ЧИТАТЬ
Могу УЧИТЬСЯ, ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ)

Актуализация
Цель:
• актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
• актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
• определить содержательные рамки урока.

-А тему сегодняшнего урока вы узнаете, решив лингвистическую задачу.
Поставьте ручки на локоточки, как только вы услышите лишнее в строке слово, подадите мне хлопком сигнал.

1) Дополнение, определение, прилагательное (часть речи).
2) Подлежащее, сказуемое, обстоятельство (второстепенный член ).
3) Вопросительное, побудительное, восклицательное (по интонации).
4) Восклицательное, невосклицательное, повествовательное (по цели высказывания.).
5) Морозы стали слабее, и начал падать снежок. Наш сад совсем опустел. После обеда снова похолодало. (сложное предложение)

Постановка проблемы
Цель:
• организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого подвести к понятию тематических групп слов;
• сформулировать тему урока, цели;
• обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

-Кто уже догадался, с каким разделом лингвистики сегодня на уроке будем работать? А с какой темой раздела? Почему? (Только эту тему в 5 классе еще не повторяли).
Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова.
1) Повторить….
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: повторить известную с начальной школы тему «Сложное предложение»; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Какие предложите свои варианты достижения цели?

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель:
• организовать коммуникативное взаимодействие для овладения новыми знаниями;
• создать план достижения цели, определить средства;
• зафиксировать новую модель знаково, в речи и с помощью эталона.

-Откройте учебники на стр___, бегло просмотрите содержание параграфа и подумайте, какой вариант работы с теоретическим материалом вы предложили бы пятиклассникам, если бы были авторами учебника.
-Я несколько облегчу вам задачу, откройте рабочие тетради Цыбулько, там вы найдете «слепые» таблицы, которые необходимо заполнить, опираясь на материалы учебника и знания, полученные в начальной школе. Заполнив, приготовьтесь презентовать свою работу. В случае затруднений, посовещайтесь в парах.

Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление.
Цель:
• реализовать построенный проект в соответствии с планом;
• зафиксировать преодоление затруднения.
• проговорить новый способ действия во внешней речи;

-Кто готов представить результаты работы. Внимательно слушаем и оцениваем.
- Оцените ответ товарища. Что бы добавили? (Примеры на тему зима).
-Сравните свои работы с вариантом на слайде. Кому не удалось?
-Как будете отличать простые предложения от сложных?
-Как на письме будете обозначать границы между простыми предложениями в составе сложного?
-А в устной речи?
-Попробуем опираясь на кластеры справиться с устным счетом.

А) Устный счет.
Попробуйте сосчитать кол-во простых предложений в данных отрывках из стихотворений. Но будьте осторожны, вам могут встретиться предложения-карлики и предложения-великаны.
-Сколько простых предложений в первом отрывке? (1)
-В отрывке Мазнина? (1)
-В последнем? (3)
Проверьте себя.
-Какие предложения вы назвали бы «карликами»?(простые из 3 отрывка)
А «великанами»? Почему?
Синтаксические «карлики» - это очень коротенькие предложения, состоящие из 2-3 слов, а «великаны» - очень распространенные простые предложения, их часто принимают за сложные, а карликовые – за простые.

(Всегда ли нужно считать грамматические основы в предложении?
Легко ли это?
Действительно, в пунктуационных задачах счет до трех-четырех оказывается гораздо сложнее, чем в математических. Пунктуационный счет требует тренировки, особенно трудно считать грамматические основы предложения на слух. Но мы обязательно придумаем способ решения и этой проблемы.
А теперь в отрывке из стихотворения Токмаковой найдите слово, в котором написание сочетания согласных отличается от произношения. Затранскрибируйте это слово. Можно ли произносить ЧН? Это противоречит орфоэпическим нормам.
А знаете лив вы что некоторые звуки способны поднять настроение?
Смотрите «и-и-и» повышает настроение.
«Ее-ее-ее» – тренирует горло.
«О-оо-оо» – горло лечит.
«А-а-а» – снимает напряжение.
Встанем и произнесём 5 раз
И-Е-О-А
И ещё раз – ИИИИИИИИИ
Как Ваше настроение?
Работаем дальше. Откройте учебники

Б) Конструирование предложений (упр. 285).
-А на примере упр. 285 мы потренируемся в конструировании СП из простых с целью выявления особенностей образования союзных сложных предложений.
-Прочитайте задание.
-Прочитайте первую пару предложений? Какой союз выберете? Почему (Предложения противопоставляются по смыслу).
-Прочитайте вторую пару предложений. ()Предложения не имеют противоположного смысла, поэтому союз И)
3-4 упр. Выполните самостоятельно.
Проверим. Прочитайте предложение. Почему выбрали союз А? Какие орфограммы вставили? Прочитайте 4 предложение. Почему выбрали союз И? Какие орфограммы вставили.
Зависит ли выбор союза от смысла предложения? Когда вы будете выбирать союз и при составлении СП? А когда союзы А, НО? Подробнее с классификацией союзов мы познакомимся в 8 классе.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону
Цель:
• тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
• проверить свое умение применять изученный способ;
• развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Самостоятельная работа по вариантам на материале упр.166
А теперь проверим степень усвоения учебного материала. Откройте тетради Цыбулько. Выполните задания по вариантам. Для удобства при взаимопроверке, ответы вносите в приготовленные таблички.
А теперь обменяйтесь ответами. Сверьте с ключом. И поставьте оценки товарищам в соответствии с критериями. Передайте с последних парт. Кто получил пятерки? Четверки?

Включение в систему знаний и повторение
Цель:
уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;
Цель: уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;

– Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?
– Где вам пригодятся полученные знания?
И при написании собственных сочинений!

Рассмотрите рисунки к упр. 287 и напишите мини-сочинение о том, как дети помогают птицам зимой. Объем работы от 3 до 5 предложений.
Постарайтесь включить в работу СП.
Проверка (1-2 работы).
- А теперь вспомните волшебную страну, которую мы назвали Грамматика. Какое место там займут ПП и СП?

9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
• оценить результаты собственной деятельности;
• повторить способ нового знания;
• сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
Оцените свою работу на уроке
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Все что вы написали, я прочту при проверке тетрадей, а кто сейчас хотел бы озвучить положительные и не очень моменты работы на уроке.
Прослушать 2-3 ученика.
Домашнее задание.
Сочинить сказку про простое и сложно предложения, рисунок или упр.286.

Комметирование оценок.
Спасибо за урок. За тест получат оценки все. За активность пятерки получают……
За настойчивость четверки…….
И еще раз всем большое спасибо.

 
Список литературы


1. Васильевых И.П. «Уроки русского языка. 6 класс», изд-во «Мнемозина», 2010 г.
2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Управление начальной школой №12/2011.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: natal28077
Просмотров: 4427 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог