Цель: сформировать у учащихся представление о балладе Лермонтова «Три пальмы». Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями баллады «Три пальмы». Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к предмету, родной речи, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям. Развивающие: развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память. Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М. Ю. Лермонтова, картина Айвазовского «Караван в пустыне».
Эпиграф: «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!» В.Г. Белинский
Ход урока. I Оргмомент. Приветствие Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), жизнь и судьба которого была очень трагична. Кто-нибудь сможет рассказать, в чем же трагизм его жизни? (мальчик рано лишился матери(когда Мише было всего 2,5 года) , и бабушка забрала Мишу – своего единственного внука и наследника- у отца и сама воспитывала будущего поэта. Она души не чаяла во внуке, выполняла все его желания и прихоти, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии.) - Лермонтов был очень чутким ранимым человеком. Но он постоянно чувствовал себя одиноким. Всё это, несомненно, отразилось на характере подрастающего поэта и его творчестве. - Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте сказать о настроении лирического героя.
Он не имел ни брата, ни сестры. И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он каждому сомненью сердце предал. И, презрев детства милые дары, Он начал думать, строить миф воздушный И в нём терялся мыслию послушной.
(Автор - М.Ю. Лермонтов. Лирический герой грустный, одинокий.)
-Теме одиночества посвящены многие стихотворения Лермонтова. Кто-нибудь хочет прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (чтение 2-3 учеников ) -А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Три пальмы». (запишем в тетради тему нашего урока). -Откройте учебники, давайте его прочитаем. (чтение по частям) Я начну.
Чтение и анализ стихотворения: На доске: аравийская земля, караван, араб, фарис (породистый конь, скакун), оазис, шатры Беседа по содержанию: -Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) - Как здесь передвигаются люди?( на верблюдах) - Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис) - Какие деревья там растут? (показываю иллюстрацию пальм) - Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? -Вот в такое место переносит нас Лермонтов в своём произведении «Три пальмы». -Какие картины автор рисует? (предлагают дети, фиксирую на доске) На доске Пальмы Караван
То, что осталось -Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов») -Какой видит автор остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый») -Какой приём использует автор? ( эпитеты) -Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? -На что же они «ропщут»? -Какой приём использует автор? (риторический вопрос) - Как называют свою судьбу? - О какой жизни мечтают? На доске: восточное сказание – рассказ исторического или легендарного характера. - Какую роль играет подзаголовок - «Восточное оказание»? (Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.) - Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу). В то же время эти событие вполне реалистично: караваи описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.) Пояснение: Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Записываем определение в тетради. Беседа: Где и когда исходит действие в балладе? (События происходят «в песчаных степях аравийской земли...», временных рамок, то есть место и время условны.)
Словарная работа аравийская земля Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне. Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода. Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами. . Арабы - народ Фарис - породистый конь, скакун.
- Какие художественные особенности мы можем назвать только прочитав заглавие стихотворения? - Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? (Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
— Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; - олицетворение («гордые пальмы», их «ропот» на Бога, мщение к нему); - волшебное событие (появление каравана сразу за укором пальм небу). В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно - пестрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «черные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копье, луки седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.) - Какие события происходят в балладе? Как они связаны между собой? - Какова композиция стихотворения? (Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов: 1 - две первых строфы, описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм; 2 - третья строфа, упреки пальм Небу, Богу; 3 - описание каравана - четвертая, пятая и шестая строфы; 4 — приветливая встреча усталых путников — седьмая строфа; 5 - гибель пальм, восьмая строфа; описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм, девятая и десятая строфы.
Таким образом, в небольшую форму баллады, поместилось целое повествование.)
- Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Прочитайте этот отрывок. («На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы в пустыне росли и цвели мы...» Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.) - Как пальмы встретили людей? - Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на Бога - и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел — отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.) - Как изображена гибель пальм? (Пальмы напоминают людей, но словно заколдованных - караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, /Изрублены были тела их потом /И медленно жгли их до утра огнем».) - Обратим внимание на ударение в слове «сорвали». Объясним, что перенос ударения связан с ритмом, размером стиха. - Где еще в стихотворении встречается такой перенос ударения? («По корням упругим...») - Что значит выражение «питомцы столетий»? (Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, вырастили их. Это выражение придает особый трагизм гибели им: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, воспитывалось, выращивалось столетиями.)
-Работаем со словарями настроений. Какое настроение вызывает у вас I картина?
-А теперь посмотрим, как автор изображает караван? - найдите, какими красками рисует автор караван? (золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)
– какими звуками наполняет? (звонков нестройные звуки, окрики, ржание, коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды) – какие сравнения вы видите в 4, 6, 8 строфах? (караван как челнок, люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)
-Что хочет подчеркнуть автор? (маленькое место человека в природе) -Какое настроение вызывает у вас 3-я картина? Работа над третьей картиной. -Что осталось от пальм? - Какой вы видите остальную природу? (всё дико, пусто, не шепчутся, ключ напрасно просит о тени, высыхает, песок его заносит) -То есть оазис уничтожен. Какое настроение вызывает 3-я картина? - Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм?
- Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм: «по корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!» Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение одиночных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. (Записать определение в тетради) . С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.) - Какие сравнения использует автор? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий.) - Пригодились ли тень и холодная вода из ручья? - Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм? - Какой мы видим остальную природу? (Всё дико, пусто, ключ напрасно просит тени, песок его заносы т. д.) - А теперь перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой - радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй - картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается об¬разом коршуна, терзающего свою добычу.) - Знакомство с художественным приёмом - контрастом в балладе Для того чтобы резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует художественный прием который легко представить с помощью чёрного и белого бумаги. Посмотрите, они противоположны по цвету, то есть в литературе контрастом называется резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Это слово пришло в наш язык из французского языка. Вывод. Итоги урока. Баллада М.Ю. Лермонтова продолжает традиции русской литературной баллады. В ней поэт вновь обращается к вечным темам: красоты, любви, смерти. - Как вы думаете, о природе ли, о роптании пальм на Бога говорил поэт? Или смысл глубже? (Образы природы говорят и о судьбе чело¬века, о его стремлениях и страданиях) .
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?
Домашнее задание: Мы с вами прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете. Но помните, что в диафильме должна отразиться вся история жизни трех пальм, по возможности, подписать каждый слайд
|