Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы «Мятежный дух Мцыри» в 8 классе

· СКАЧАТЬ (9.05 mb) 12.08.2014, 15:51
Дмитриева Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 25 г. Ульяновска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени Н.К.Крупской, г. Ульяновск

«Мятежный дух Мцыри».
Тема свободы в поэме М.Ю.Лермонтова.
Конспект урока литературы в 8 классе.

Подготовила Дмитриева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.

Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация Microsoft Power Point, рисунки учащихся к поэме «Мцыри», портрет М.Ю. Лермонтова; музыкальное сопровождение-«Времена года» В.А.Моцарта.
Цели урока:
Образовательные: формирование умения раскрыть идейное содержание поэмы, ее художественное своеобразие, давать характеристику литературному герою; формирование навыков комментированного чтения; подготовка к сочинению.
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых и эстетических впечатлений.
Воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся, этетического вкуса; привитие культуры речевого общения.

Ход урока.
1. Постановка проблемных вопросов урока. ( Слайд №2)
Сегодняшний урок хочу начать со знакомства с высказываниями известных людей:
Свобода не легка, …свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя…(Николай Бердяев)
Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха? (Готхольд Лессинг)
Свобода похожа на море: она или возносит вас, или пожирает, смотря по ветру.
(Кармен Сильва)
Какой темой объединены эти высказывания? ( Темой свободы).
К каким размышлениям они подталкивают, какие вопросы вызывают? (Что такое свобода, что дает она человеку, достижима ли она, нужна ли свобода человеку).
Вот над этими вопросами и поразмышляем сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока, постановка целей урока.
Какова же тема урока? Запишем ее в тетрадь ( Слайд №2).
Каковы цели урока? (слайд № 3)
3. Словарная работа.
Чтобы эффективно поработать на уроке, необходимо повторить некоторые термины. Перед вами лежат кроссворды. В течение 3-5 минут разгадайте их.

1. Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.
2. Художественное преувеличение.
3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
4. Перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства.
5. Столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета.
6. Образное определение
7. Общий главный смысл произведения.
8. Оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
9. Вид лиро-эпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

4. Проверка кроссворда (слайд № 4).

5. Анализ поэтического текста.
Романтический герой-человек необыкновенный. А главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова- человек обыкновенный или необыкновенный?
Когда начинает проявляться его необычность? ( С детства - противоречивая личность -слабый телом, но сильный духом: «пуглив, слаб», но «могучий дух», «горд». Недетские чувства одиночества и тоски владеют им).
Есть ли мечта у Мцыри и какая? (вернуться на Родину).
Что его не устраивает в монастыре? (отсутствие свободы, не хочет быть «рабом и сиротой»).
Что значит стать монахом? (уход от людей, от мира, отказ от собственной личности, служение Богу, подчинение собственной личности правилам).
В чем смысл жизни в монастыре? (самоотречение, покой, отказ от радостей земного бытия во имя вечной жизни после смерти).

6. Работа в парах (слайд № 5).
Выпишите из текста поэмы контекстуальные синонимы к слову несвобода.
плен
сумрачные стены
душные кельи
чужая земля
обитель


7. Музыкальная иллюстрация (слайды № 6 - 9).
А сейчас нас ждет встреча с другим видом искусства – музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»?
К какому эпизоду подошел бы этот фрагмент и почему? (побег Мцыри из монастыря- напряженность, накал, темп, порывистость, сила, эмоциональность музыки соответствует душевному состоянию героя и состоянию природы).
Мы слушали «Времена года» Моцарта. Фрагмент назывался «Гроза».

8.Анализ поэтического текста.
Каким элементом сюжета является, по-вашему, побег Мцыри из монастыря и почему?
( кульминацией, т.к. осуществляется его мечта, а во время грозы герой мог погибнуть).
Итак, в основе сюжета – традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта. И лирический герой многих его стихотворений, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца.
Какова же цель побега Мцыри? Зачитайте (текст поэмы, гл.8).
Нашел ли ответы на эти вопросы? (увидел мир, природу во всем многообразии, испытал радость общения с ней).
Почему всей предыдущей жизни Мцыри в монастыре посвящено 3 главы, а о 3-м дням, проведенным вне стен монастыря, - 20 глав? (время, проведенное в монастыре, - лишь подобие бытия; за 3 дня, проведенных на воле, Мцыри прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином, охотником, влюбленным. Он много испытал, много преодолел).
А что Мцыри узнал о себе? О каких качествах, о которых, может быть, и не подозревал?
( бесстрашие, презрение к смерти, выносливость, целеустремленность, он свой в мире дикой природы. А главное, укрепился в жажде вольности и земного счастья).

9. Реализация домашнего задания к уроку.
Какие художественно-изобразительные средства использует автор, показывая эти качества своего героя?
• Эпитеты - «но юность вольная сильна», « робкий и немой» и др.
• Гиперболы – «о, я как брат, обняться с бурей был бы рад!...» и др.
• Метафоры – « я грыз сырую грудь земли», « сердце вдруг зажглось жаждою борьбы и крови» и др.
• Сравнения – « я сам, как зверь, был чужд людей», « я, как барс пустынный, зол и дик» и др.
Каково значение этих изобразительных средств для характеристики образа Мцыри? Как они его характеризуют? ( Они передают глубину чувств, переживаний героя. Мцыри – человек необыкновенный, ему все по плечу).

Итак, Мцыри на свободе. Что же значит для него свобода?
Но прежде, как вы понимаете значение этого слова?
( На доску вывешивается определение слова свобода – индивидуальное задание)
Свобода – своя воля
простор
независимость

10. Работа в парах. (слайд № 10)
Запишите во вторую часть таблицы контекстуальные синонимы к слову свобода.
чудный мир тревог и битв
поля
холмы
горные хребты
отцовский дом
родимая страна

Что же значит для Мцыри быть свободным? (вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из « чужой страны» в ту среду, где был рожден. Жизнь на чужбине не имеет для него никакого смысла).
Ради мгновенного слияния с родиной он готов на величайшую жертву. Какую? (утрату бессмертия души – гл. 25.) Свобода для Мцыри – высшее благо, главная ценность, смысл жизни, это сама жизнь.
А что значит для Мцыри жить свободно? (находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать).
Жизнь
=
поиск
борьба
победа
11. Реализация домашнего задания к уроку.
Как картины природы помогают в раскрытии характера главного героя? Какие художественные средства, характерные для романтического пейзажа, использует автор?
• Эпитеты - «пышные поля», «бледный свет» и др.
• Метафоры – «холмы, покрытые венцом», «седой Кавказ » и др.
• Сравнения – « в снегах, горящих, как алмаз», «горные хребты, причудливые, как мечты» и др.
• Олицетворения – « думы скал», «кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев» и др.
• Аллитерация – «пышные», «шумящих», «свежею»; «груды», «горные хребты» и др.
Окружающая природа дана через восприятие Мцыри, т.е. становится средством его характеристики: у него возвышенная, поэтическая душа. Романтический герой и природу видит необыкновенно прекрасной. В многообразии изобразительных средств произведения выражается богатство переживаний и чувств лирического героя.

Но всегда ли природа родственна герою, всегда ли она источник сил? (природа и предвестник неудачи, незаметно она меняет свой облик, превращаясь из друга во врага – гл.15).
Как вы думаете какой вопрос будет следующим? (почему не нашел дороги домой?)
Как это объясняет сам Мцыри? (гл.21 – «тюрьма оставила свою печать»).
В духе романтизма жизнь героя определяется судьбой, роком. Путь Мцыри на родину оказался движением по кругу. Герой попытался преодолеть судьбу, предопределенность «Божьего мира», он познал свободу.
Но чего это ему стоило? (ему потребовалось уйти из мира людей, преодолевать себя, свои желания, чувства, преодолевать свою человеческую натуру).
А, по-вашему, нужна такая свобода? (одиночество, потерянность, абсолютной свободы не может быть).
Почему у героя нет имени? (из-за пламенного стремления к свободе исчезает человеческое: слабости, желания («как зверь»). Это некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Поэтому свобода в поэме развита и как желанный идеал, нечто сверхчеловеческое, возможно, недостижимое.

12. Создание синквейна.
Какие два слова употребляли на уроке чаще всего? (свобода, Мцыри).
Создайте синквейн с любым из этих слов.

13. Выводы по уроку.
Какова же идея поэмы? (прославление мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека. Трагическая потерянность, одиночество героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание поколения М.Ю. Лермонтова).

14. Домашнее задание. (Слайд № 11)
Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
1. Что значит счастье в понимании Мцыри?
2. Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему?

15. Рефлексия. Выставление отметок.
Итак, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Какую работу провели? (продолжили работу над развитием навыков анализа художественного произведения, учились характеризовать лирического героя, выявили способы раскрытия образа Мцыри, сделали вывод о значении свободы в жизни Мцыри).
Продолжите самоанализ, заполнив листочки рефлексии.

Поставьте плюсы или минусы в таблице:
Ф.И. ученика__________________________


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: vera1818vera
Просмотров: 8532 | Загрузок: 1239 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог