Цель урока: 1) повторить и обобщить основные лексические понятия; 2) повторить правила пунктуации в сложном предложении; 3) развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, устную связную речь; 4) активизировать творческие способности учеников; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: толковые словари, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, словарь сокращений русского языка, энциклопедический словарь юного филолога; напечатанные тексты и тесты.
Ход урока: I. Организация класса. II. Слово учителя. Ребята! мы с вами изучили тему «Лексика». У нас собралось достаточно знаний об этой теме, и сегодня мы пойдем в «горы» «штурмовать» высоту за высотой, пока не покорим «вершину». А это дело трудное. Слабых и торопливых горы не любят. Готовясь к предстоящему штурму, мы с вами тренировались, изучали особенности маршрута, запасались необходимым снаряжением. А это наши знания по лексике. Ребята, как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине? Предлагаю пройти «Медкомиссию» и вспомнить изученное. Это и будет наш старт. III. Опрос – эстафета. 1. Что такое лексика? 2. Какой раздел науки о языке изучает лексику? 3. Из чего складывается значение слова? 4. Чему посвящен раздел «Лексика» в нашем учебнике? 5. Как называется ученый занимающийся составлением словарей? 6. Назовите известных вам составителей словарей. 7. К какому типу словарей относится словарь С.И. Ожегова? 8. Какие еще типы словарей вы знаете? IV. Работа с текстом Нет ничего краше зимне…о леса! Идеш… по сказоч?ному лесу и боиш?ся задеть хру…кие изваяния невидимого скульптора. Вот на пригорк… склонились елочки в бел…снежных х…латах а м…л…дые сосенки демонстрируют св…и пышные головные уборы. В центр… п…ляны застыла одинокая с…сна она обр…ла привлекательность. 1. Озаглавьте текст. 2. Определите его основную мысль. 3. К какому типу речи он относится? 4. Найдите слова, лексическое значение которых вам непонятно. 5. Что такое синонимы? Выпишите слова, подчеркнутые красным цветом, в тетрадь и подберите к ним синонимы. 6. Что такое антонимы? Выпишите в тетрадь слова, подчеркнутые зеленым цветом, подберите к ним антонимы. 7. Что такое омонимы? Чем отличаются от них многозначные слова? 8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте? 9. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте. (в это время один ученик строит схемы сложных предложений на доске). V. Мы покорили две высоты, впереди вершина. Чтобы ее покорить, предлагаю вам выполнить тест. 1. В каком словаре разъясняются лексическое значение слова? А) Словарь антонимов. Б) Словарь толковый. В) Словарь этимологический. 2. То, что обозначает слово, является его: А) Грамматическим значением; В) Лексическим значением. 3. Отметьте грамматическое значение слова снегопад. А) Имя сущ.., м. р., ед.ч.., и. п. Б) Выпадение снега. 4. Словарный состав – это: А) Слова, которые даны только в толковом словаре; Б) Слова, которые я знаю; В) Все слова языка. 5. Слова, которые человек знает и часто употребляет, относятся к: А) Активному запасу; Б) Пассивному запасу. 6. Группы слов, объединенные общим лексическим значением, называются: А) Грамматическими группами; Б) Тематическими группами. Работу проверяют в паре: дети меняются работами. Ответы записаны на доске. Ответы: 1Б, 2Б, 3А, 4В, 5А, 6Б. Оценки: «5» – 6 баллов, «4» – 5 баллов, «3» – 4 балла. Кто получил 5?4?3? VI. Мы долго были с вами в пути. Нам нужно отдохнуть. Прежде чем поиграть, запишите домашнее задание. На уроке мы работали над текстом, в котором описывается зимний лес. Таким увидел его автор. Дома я предлагаю вам написать сочинение – миниатюру, посвященную сказочному времени года – зиме. Если кому - то сложно выполнить такую работу, составьте предложение или несколько словосочетаний о зиме. VII. А теперь немного поиграем. Найдите «четвертое лишнее». Летит бор колокольчик ледяной взгляд Мчится яма язык море пшеницы Стоит лес зима железные гвозди Несется ров хлеб золотая пшеница VIII. Подведение итога работы. Выставление оценок. IX. Рефлексия. (Веточка рябины)
|