Цели урока.
образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.
развивающая:
- развивать навыки работы с текстом;
- развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения, упрощения и обобщения);
- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений;
- организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;
- развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку.
Планируемый результат.
Личностные УУД: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалогов с автором текста.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии
Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;
Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал: орфографические словари, хотя бы один на парту, памятка по одной на парте, рабочий лист и оценочный лист индивидуально каждому (см. приложение к плану-конспекту урока). словари Ожегова С.И., Даля В.И. по одному.
Первый урок (45 минут)
Технология проведения урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами будем работать активно, позитивно, продуктивно на сегодняшних уроках.
Работать мы сегодня будем следующим образом: вы сидите подвое, у каждого на парте имеется комплекты раздаточных материалов:
-индивидуальный, который включает в себя:
1. адаптированный для работы лист с текстом;
2. лист самооценки, который понадобится вам в конце урока;
-общий (на пару), который включает в себя:
1. план работы «Этапы работы с текстом», памятку «Приёмы сжатия текста», орфографический словарь (непосредственно для написания текста изложения»;
- у двух пар на партах лежат словари ( В.И. Даль и Ожегов Сергей Иванович) на перемене ребята нашли определение слов скиталец, кибитка и тракт и вложили закладочки.
- Взгляните на доску (Слайд №1).
- На доске вы видите некий ребус, загадку, завуалированную тему нашего урока. Попробуйте угадать, что же нас ждет на сегодняшнем уроке? (Ребята предполагают, что работа будет с текстом Пушкина А.С. о дороге, либо о том, как Пушкин А.С. был в дороге, цитата Чехова А.П. наталкивает на мысль, что текст должен быть короток).
- Правильно, нас ждет работа с текстом, а тема текста, действительно связана с именем великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы знаете, что 8 февраля 1837 года (181 год назад), состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом). В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. В память о великом поэте мной и был выбран текст, который поможет нам узнать еще что-то новое об А.С. Пушкине.
2. Актуализация знаний.
- Но прежде, чем мы перейдем к знакомству с текстом, давайте вспомним те ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ, которые вы должны были повторить в качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку.
- Давайте вспомним, что такое ТЕКСТ? (Слайд №2)
- А что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (Слайд №3)
- А какие ТРИ ВИДА ИЗЛОЖЕНИЙ по способу передачи материала вам уже знакомы? (какие изложения мы с вами уже писали в 5-7-ых классах) (Слайд №4)
- Какие особенности у каждого из видов изложения вы можете назвать (обсуждение по порядку).
-А теперь вернемся к первому слайду и словам А.П. Чехова «Краткость – сестра таланта». Что хотел сказать этими словами писатель и почему эти слова стали «крылатыми»?
- Где в нашей реальной повседневной школьной или взрослой жизни может нам пригодиться, а порой и сыграть очень важную роль, умение говорить коротко, не упуская главное? (На экзамене, при пересказе текстов на уроках, при написании конспектов в институте, на собеседовании при приёме на работу и т.д.)
- Итак, давайте сформулируем ЗАДАЧУ сжатого изложения (Слайд № 5)
- Как вы считаете, какова ЦЕЛЬ предстоящей нам работы?
- Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее;
- написать изложение.
3. Формирование умений по написанию сжатого изложения..
- Я прочту вам текст, ваша задача следить по тексту и отмечать слова с неясным для вас лексическим значением (чтение текста учителем).
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Какие слова вам неясны: кибитка, скиталец, полозья, тракт. (Ребята со словарями Ожегова и Даля заранее получили задание и закладки с этими словами, нашли их и зачитывают толкование слов). Комментарий учителя - ЭрзериУм (город на северо-востоке Турции).
- Определите тему текста, а исходя из темы, мы озаглавим текст (ребята предлагают свои варианты, останавливаемся на «Поэт в пути»).
-Записываем в рабочие листы название.
- А какова основная мысль? (Ребята сформулируют основную мысль: несмотря на трудности пути, А.С. Пушкин любил поездки по стране, потому что в пути он многое узнавал и о многом успевал передумать).
Давайте вспомним ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СЖАТИЯ текста, посмотрите в памятки (исключение, обобщение, упрощение) ( Слайды №6,7,8)
Весь текст материала находится в приложенном файле
|