Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Открытый урок развития речи «Сжатое изложение. Приёмы компрессии теста» в 7 классе

СКАЧАТЬ (762.1 Kb) 23.04.2018, 13:59
Баровская Евгения Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 65 г. Томска

Цели урока.

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая:

- развивать навыки работы с текстом;

- развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения, упрощения и обобщения);

- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений;

- организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;

- развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат.

Личностные УУД: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалогов с автором текста.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал: орфографические словари, хотя бы один на парту, памятка по одной на парте, рабочий лист и оценочный лист индивидуально каждому (см. приложение к плану-конспекту урока). словари Ожегова С.И., Даля В.И. по одному.

 

Первый урок (45 минут)

Технология проведения урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами будем работать активно, позитивно, продуктивно на сегодняшних уроках.

Работать мы сегодня будем следующим образом: вы сидите подвое, у каждого на парте имеется комплекты раздаточных материалов:

-индивидуальный, который включает в себя:

1.  адаптированный для работы лист с текстом;

2. лист самооценки, который понадобится вам в конце урока;

-общий (на пару), который включает в себя:

1.  план работы «Этапы работы с текстом», памятку «Приёмы сжатия текста», орфографический словарь (непосредственно для написания текста изложения»;

- у двух пар на партах лежат словари ( В.И. Даль и Ожегов Сергей Иванович) на перемене ребята нашли определение слов скиталец, кибитка и тракт и вложили закладочки.

- Взгляните на доску (Слайд №1).

- На доске вы видите некий ребус, загадку, завуалированную тему нашего урока. Попробуйте угадать, что же нас ждет на сегодняшнем уроке? (Ребята предполагают, что работа будет с текстом Пушкина А.С. о дороге, либо о том, как Пушкин А.С. был в дороге, цитата Чехова А.П. наталкивает на мысль, что текст должен быть короток).

- Правильно, нас ждет работа с текстом, а тема текста, действительно связана с именем великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы знаете, что 8 февраля 1837 года (181 год назад), состоялась  дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом). В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. В память о великом поэте мной и был выбран текст, который поможет нам узнать еще что-то новое об А.С. Пушкине.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы перейдем к знакомству с текстом, давайте вспомним те ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ, которые вы должны были повторить в качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку.

- Давайте вспомним, что такое ТЕКСТ?  (Слайд №2)

- А что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (Слайд №3)

- А какие ТРИ ВИДА ИЗЛОЖЕНИЙ по способу передачи материала вам уже знакомы? (какие изложения мы с вами уже писали в 5-7-ых классах) (Слайд №4)

- Какие особенности у каждого из видов изложения вы можете назвать (обсуждение по порядку).

-А теперь вернемся к первому слайду и словам А.П. Чехова «Краткость – сестра таланта». Что хотел сказать этими словами писатель и почему эти слова стали «крылатыми»?

- Где в нашей реальной повседневной школьной или взрослой жизни может нам пригодиться, а порой и сыграть очень важную роль, умение говорить коротко, не упуская главное? (На экзамене, при пересказе текстов на уроках, при написании конспектов в институте, на собеседовании при приёме на работу и т.д.)

- Итак, давайте сформулируем ЗАДАЧУ сжатого изложения (Слайд № 5)

- Как вы считаете, какова ЦЕЛЬ предстоящей нам работы?

- Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее;

- написать изложение.

3.   Формирование умений по написанию сжатого изложения..

- Я прочту вам текст, ваша задача следить по тексту и отмечать слова с неясным для вас лексическим значением (чтение текста учителем).

- СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Какие слова вам неясны: кибитка, скиталец, полозья, тракт. (Ребята со словарями Ожегова и Даля заранее получили задание и закладки с этими словами, нашли их и зачитывают толкование слов). Комментарий учителя - ЭрзериУм (город на северо-востоке Турции).

- Определите тему текста, а исходя из темы, мы озаглавим текст (ребята предлагают свои варианты, останавливаемся на «Поэт в пути»).

-Записываем в рабочие листы название.

- А какова основная мысль? (Ребята сформулируют основную мысль: несмотря на трудности пути, А.С. Пушкин любил поездки по стране, потому что в пути он многое узнавал и о многом успевал передумать).

Давайте вспомним ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СЖАТИЯ текста, посмотрите в памятки (исключение, обобщение, упрощение) ( Слайды №6,7,8)

Весь текст материала находится в приложенном файле



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: EvgeniyaBarovskaya | Теги: конспект урока, развитие речи, Изложение, русский язык
Просмотров: 5427 | Загрузок: 574 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог