Автор: Шубелева Марина Евгеньевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Ржева Тверской области Учитель русского языка и литературы
Аннотация Методическая разработка урока русского языка «Пишу тебе письмо» даёт возможность познакомить учащихся с правилами написания письма, расширить сведения учащихся об эпистолярном жанре, показать на примере , как писать письма.
«ПИШУ ТЕБЕ ПИСЬМО…» Класс: 6 Учебно-методическое обеспечение: УМК по программе под редакцией В.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой 6 класс Время реализации занятий: 2 урока (90 минут) Цели урока: - дать понятие об эпистолярном жанре; - научить учащихся создавать творческий продукт эпистолярного жанра-письмо на заданную тему; Задачи урока: - расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения; - систематизировать материал учащихся о своей семье в годы Великой Отечественной войны; - систематизировать материал СМИ о ветеранах Великой Отечественной войны; малолетних узниках, детях войны; - развивать навыки исследовательской и творческой работы; - развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности; Оборудование: - компьютер, видеопроектор; - карточки-вырезки из газет, журналов о ветеранах Великой Отечественной войны; - презентация – видеофильм «Фронтовые треугольники надежды»; - презентация к уроку «Письмо ветерану»; Предварительная подготовка: - собрать материалы о ветеранах Великой Отечественной войны из СМИ; - подготовить материалы – записи воспоминаний о своей семье в годы Великой Отечественной войны (сочинение); - рисунки на тему войны; - оформить выставку книг, рисунков, фотографий, воспоминаний ; - класс делится на три группы, в каждой по 7 человек;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Этапы урока Время реализации 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя 4 мин. 2. Использование элементов кейс-метода. Проект «Голос старшего поколения» 17 мин. 3. Творческая работа «Письмо в 41-й год», обсуждение, составление памятки 20 мин. 4. Видеофильм «Фронтовые треугольники надежды» 6 мин. 5. Проверка д.з. Сочинение «История моей семьи в истории Великой Отечественной…» 10 мин. 6. Проверочная работа «Оформление письма» 7 мин. 7. Новый материал «Письмо ветерану» 16 мин. 8. Рефлексия. «Имя Победы» 10 мин.
Ход урока. Вступительное слово учителя: 67-й победный май встречает наша необъятная Родина- Россия…9 мая-великий день памяти о тех, кто принёс человечеству незабываемый праздник-победу над фашизмом, День Победы. Война с фашисткой Германией - одна из самых жестоких в мире, унесшая более 20 миллионов жизней советских людей. Никакими цифрами не измерить человеческое горе. Вы - правнуки тех, кто защитил мир и покой на земле. Вы - потомки поколения воинов-победителей. По фильмам и книгам вы знаете о войне, но самыми ценными для вас навсегда останутся воспоминания людей старшего поколения, прошедших через эту лихую годину… Сейчас я хочу Вам предложить материалы из наших местных газет (для каждой группы подготовлены одинаковые материалы-кейсы с воспоминаниями ветеранов, взятые из СМИ - «Ржевская правда», «Ржевский вестник») Вам необходимо, ознакомившись с данными материалами, выбрать одно-два воспоминания для творческого проекта «Голос старшего поколения» и ответить на вопрос : «Почему мы храним память о войне и обращаемся к воспоминаниям ветеранов?»
(Оформленные материалы представляются и оформляются для творческого проекта «Голос старшего поколения») От каждой группы – по одному представлению - воспоминанию (зачитываются выборочно на уроке) У вас есть возможность прикоснуться к истории и поговорить с людьми, которые в 1941 году были ненамного старше Вас… Что бы вы им рассказали? Стихотворение читает подготовленный ученик ( эмоциональный настрой на письменную творческую работу – «Письмо в 41-й год») Я пишу к Вам из детства вздорного, Непослушного, непокорного, Пред героем военного времени Преклоняю свои колени! За жизнь над мирным небом, За запах горячего хлеба, За утренний блеск зари, За щедрость родной земли!
Война-океан границ Живых и мёртвых лиц, Раскаты взрывов и стонов! Всех-на одну икону Тех, чей парадный строй От башен Кремля шёл в бой. Тех, для кого Ленинград Стал голодной ступенью в ад. Тех, кто закрыл собой Россию под Курской дугой; Тех, кто вставал и падал В битвах под Сталинградом. И в Берлине поднял Красный флаг, Когда был повержен враг…
А смогли бы мои друзья? А смог бы я сам? Сквозь Интернета призму Отдать жизнь за Отчизну? Не стихи и не книги писать, А просто встать в ряд, воевать! Из сытого детства –в окоп! Из жизни единственной-в гроб! Не в роли злодея , А судьбу миллионов людей. Пропустить сквозь себя, познать, Чтоб достойной заменой стать. Вам, дорогой человек, Спасший двадцатый век!
«ПИСЬМО В 1941-й год» 1. «Здравствуйте, школьники 1941-го года. Тяжело говорить о том, что произошло более чем полувека назад, но всё же.. Возможно , вы ещё не знаете, какая страшная беда вот-вот обрушится на всю страну. Эта беда потрясёт весь мир, станет судьбоносной для нашей страны, коснётся каждой семьи… 22 июня 1941… Лето.. Обычное утро… И никто не подозревает, что все игры и хлопоты уже перечёркнуты одним –единственным страшным словом «Война..» Самая кровопролитная и беспощадная за всю историю… Враг-фашист .Он силён и жесток… Сейчас же 2012 г. Над головой мирное голубое небо, так же , как и много лет назад, играют дети, ходят в школу, спокойствию и благополучию страны ничего не угрожает… Мы всё знаем о вашем подвиге. Вы не все вернетесь с фронта, но каждый из вас принесет веру в будущее. Почему у нас щемит сердце, когда мы слышим песню «Вставай, страна огромная..» или перелистываем старый бабушкин альбом, в котором такие молодые наши деды и прадеды???» 2. «Здравствуй, дорогой боец! Прошло более 70 лет с тех пор, как ты ушёл на фронт, оставив своих родных… Ты это сделал для того, чтобы я сейчас мог написать тебе это письмо и сказать главное слово «Спасибо» Большинство из вас не вернулись.. А ведь так вас ждали дома матери, жены, дети.. Что мы можем сделать для тебя? Как можем вернуть твою оборванную войной жизнь??? Мы можем только помнить.. Помнить, чтобы рассказать своим детям, а те могли рассказать своим, чтобы никогда не гас вечный огонь в сердцах людей… Огонь памяти… Да, ты тоже хотел жить, у тебя тоже были мечты.. Знай, одна из них сбылась .Война закончилась….» 3. «Здравствуйте, здравствуйте незнакомые, но отчего-то очень близкие для меня люди! Это письмо к вам придёт из века 21-го. Вы ещё не знаете, что скоро, очень скоро начнётся кровопролитное сражение… Начнётся Великая Отечественная война… Вы ещё не знаете, кто из вас погибнет, а кто пройдет эти тяжкие испытания и вернётся домой жив и невредим??? Вам выпадет участь испытать много горя в своей жизни, у вас будет мало радостных и счастливых дней, все они будут покрыты мраком. Многие из вас попадут плен, вас будут пытать и издеваться для того, чтобы вы предали свою Родину , свой народ и перешли на сторону врага…Некоторые погибнут не от пуль вражеских, а от голода и холода… Вам придётся пройти невыносимые испытания, но вы всё преодолеете ради нас, своих потомков…Многие города и сёла будут стерты с лица земли, а другие просто разрушены.» (творческие работы по группам-3 группы , представление работ-зачитываются выдержки из работ, обсуждение «Что принесла война русскому народу?») С каким видом творческой работы вы встретились? По каким признакам определили, что это письмо? ( перечисление элементов письма - составление Памятки) ПАМЯТКА «КАК СТРОИТСЯ ПИСЬМО» 1.Приветствие 2.Вступление 3.Основная часть 4.Заключение 5.Подпись 6.Дата А вы знаете , как выглядели письма, которые приходили с фронта? Видеофильм-презентация «Фронтовые треугольники надежды» В каждой семье-своя память о войне: фотографии погибшего, навсегда оставшегося в памяти молодым мужа, отца, брата; сложенная и убранная в ящик гимнастёрка; коробочка с орденами и медалями, которые уже некому носить; перевязанная ленточкой пачка солдатских треугольников. Именно они, письма-треугольники, связывали фронтовиков с родными и близким. В каждом доме, каждой семье изо дня в день ждали дорогой сердцу солдатский треугольник, в котором были такие же дорогие сердцу слова «Жив-здоров..» Да, в них,письмах-треугольниках, было всё: короткие скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь… А живет ли в ваших семьях память о войне?(дом.задания сочинения «Моя семья в истории Великой Отечественной войны») (учащиеся зачитывают отрывки из сочинений «Моя семья … ») «Про моего прадеда Алексея мне рассказал мой дедушка.Прадед с первых дней ушёл на войну.Воевал в артиллерии. Во время битвы под Курском в 1943 году его контузило и он попал в плен к немцам.Его увезли в лагерь «Освенцим» Там он подвергся страшным испытаниям, о которых не любил вспоминтаь…Домой вернулся в 1945, со страшным клеймом на левой руке-номерным знаком…»(Алексей С) «… В те годы война коснулась каждого, ворвалась в каждый дом. Не обошла она и нашу семью. Добровольцем в июле 1941 года ушёл на фронт мой прадед - Михайлов Алексей Фёдорович. Своего прадеда я уже не застала, он умер задолго до моего рождения, в 1987 году, отметив сорокадвухлетие Великой Победы. О боевом прошлом своего прадеда я узнала из рассказов моего деда. Прадед не очень любил рассказывать о войне, а если и рассказывал, то это были забавные истории, которые произошли с ним и его боевыми друзьями. Прадед воевал в пехоте и закончил войну в Германии. Был ранен , лежал в госпитале. За участие в боевых действиях и проявленное мужество был награжден орденом Боевого Красного Знамени , орденом Великой Отечественной войны, медалью «За Отвагу» и другими наградами. С войны прадедушка вернулся в свой дом в деревню. Его дом был отмечен красной звездой. Это означало, что в нём живет участник и Ветеран Великой Отечественной…»(Анастасия Щ) «Мой прадед, Андреев Владимир Васильевич , родился в деревне Губино Ржевского района. Когда началась война, ему было всего 16 лет. Прибавив два года, он , не задумываясь, отправился на фронт. Его обучили , и он стал минёром. «Как же это страшно,- рассказывал он моей маме,- идёшь по полю, а там везде мины. Так в 17 лет, в 1942 году , мой прадед остался без ноги, подорвался на одной из мин. Хорошо, что вообще остался в живых. Он очень долго лечился в госпитале. Позже узнал, что всю его семью расстреляли, в живых – только родная сестра но и той оторвало руку. Моя прабабушка, Андреева Надежда Григорьевна, закончив медицинское училище во Ржеве, отправилась на фронт, работала в госпитале под Смоленском, помогала переносить раненых, делала операции. Много смертей и боли пришлось её повидать. После войны, волею судьбы, мои прабабушка и прадедушка встретились в одном доме на улице Калинина, возле Старообрядческой церкви. Этот дом, как свидетель истории , и сейчас там стоит .Прадед- без ноги, его сестра –без руки.. Моя прабабушка их пожалела и стала им во всём помогать. Вскоре они полюбили друг друга и поженились. Всю жизнь моя прабабушка была для прадеда идеалом женщины самой милосердной, заботливой, любящей. Все мужчины во дворе завидовали инвалиду: прабабушка всегда следила за прадедом. Несла ему плед, когда думала, что он мёрзнет; или бутерброд, думая, что он проголодался. И так всю жизнь.»(Ксения Р) «Мой прадед Стребков Алексей Петрович прошёл эту войну от начала до конца и вернулся домой живым. За свою смелость и отвагу он был награжден орденами и медалями. В декабре 1942 года в составе батальона лыжников мой прадед, которому тогда было всего 22 года, прорывал блокаду противника. Как связист, он делал всё для беспередойной связи. В январе 1943 года в бою за станцию Кшель Курской области командир отделения-мой прадед-отличился. Его отделение первым прорвалось к вокзалу, обеспечивая успех наступления взводу и роте.. Фашисты не выдержали шквального огня пулемётов…» (Павел Ш)
«Мой прадед ,Смирнов Николай Тимофеевич, войну начал под Москвой.Он рассказывал, что именно там впервые увидел знаменитую «Катюшу».За участие в этих боях получил свою первую награду-медаль «За оборону Москвы».Прадедушка был рядовым и воевал там, где было необходимо. На фронте он вступил в партию и очень этим гордился,вспоминал, как ему вручали партийный билет на пригорке под берёзами, а затем сразу-в бой.. До конца войны он проходил военную службу в составе 148-го медицинского санитарного батальона 786-го санитарного поезда 155-й санитарной дивизии. Вернулся домой, работал в колхозе, вырастил пятерых детей. Умер прадедушка на 92-м году жизни. Сведения о нём есть в книге Памяти, где написано, что он пропал без вести.Но он победил не только фашистов, но и смерть..(Роман К.) «В этой кровопрлитной войне участвовал и мой прадедушка Журавлёв Алексей Илларионович.Он был призван на фронт 11 июля 1942 года.В первые месяцы войны, надев солдатскую шинель, взяв в руки оружие, прадедушка оправился на фронт.Егоюность, опалённая войной, прошла по дымным пороховым дорогам. 23 февраля 1945 года за проявленное мужество ему было присвоено звание сержанта, а за участие в различных операциях он был награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда…» (Андрей Г) (по итогам данной работы составлен рукописный журнал «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» с сочинениями, рисунками и стихотворениями учащихся ) Сейчас людей, прошедших войну и вернувшихся к мирной жизни, называют ветераны войны… С каждым годом их становится всё меньше и меньше…Они уходят от нас, и сейчас, в предверии праздника, у вас есть возможность, сказать им важные и добрые слова. Да, у вас есть возможность поблагодарить ветеранов за всё то, что они сделали для нашего настоящего и будущего: за мирное небо над головой, яркое солнце, беззаботное детство и, конечно же, уверенность в завтрашнем дне. Но прежде , чем вы это сделаете, давайте вспомним некоторые понятия и значения, которые необходимы для нашей работы на уроке . Что такое письмо? Как вы объясните значение этого слова? (толкование слова учащимися) А теперь откройте «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и прочтите словарную статью.(работа со словарём) «Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо». Но я думаю, что письмо-это прежде всего - труд души, обращённый к другому человеку. Вы знаете, что эпистолярный жанр – его название происходит от греческого «эпистоле»-письмо-творчество существует с древних времён. В форме письма сочинялись целые романы, стихи, философские трактаты и заметки. Однако, мобильные телефоны Интернет-все эти совремнные виды связи постепенно вытесняют письма. Современные формы переписки, приянтые теперь в международном общении, сложились около 150 лет назад в Англии.Именно оттуда ведут своё начало правила-этикет составления корреспонденции. Мы уже писали письма. Давайте вспомним правила оформления письма.
Проверочная работа «Оформление письма» Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете . Пишите только ответ под цифрами. 1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?) /Аккуратным и разборчивым/ 2. В правом верхнем углу мы ставим … /дату/ 3. На середине строки пишем слова приветствия. (Какие?) /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./ 4. К словам приветствия добавляем … /обращение или имя отчество/ 5. Напишите определения (прилагательные) к этим словам. /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/ 6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся …. / с большой буквы/ 7. Какая часть письма является самой большой? /Содержание письма/ 8. О чем пишут в заключении письма? /Пожелание здоровья, вежливая просьба ответить написьмо/ 9. В конце письма нужно поставить … /подпись/ 10. Каким образом мы оформляем эти слова на бумаге? /В правом нижнем углу/
Мы повторили правила оформления письма. Следуя этим правилам, напишите письмо ветерану.Форму написания письма вы определите сами- прозаическая или стихотворная.Но при этом помните, что эпистолярную форму отличает от литературы ясность, краткость выражения мыслей, обязательность вступительных обращений и заключительных формул (работа начинается на уроке-составление плана, запись ключевых слов; оформление письма заканчивается дома) (Эмоциональный настрой-музыка «День Победы»; слайды презентации , посвящённые Дню Победы; на фоне музыки-стихотворение , написанное ученицей 6 класса) Спасибо Вам, ветераны, Воины великой победы За то, что мир отстояли, Осилили боль и беды. Спасибо Вам, ветераны, Что горечь потерь и разлуки Остались там, в сорок первом, На первых шагах к Победе. Спасибо Вам, ветераны, Что в битве с врагом суровой Не очерствели Ваши души И не сложили Вы руки. Спасибо Вам, ветераны, Что в мирное наше время Вы на посту бессрочном, Вы навсегда вместе с нами. Спасибо Вам, ветераны… (Ольга С)
1. «Здравствуйте, уважаемый ветеран! Я хочу поблагодарить Вас за то, что мы живём в мирное время.Наш народ одержал победу в самой кровопролитной и жестокой войне. Нашей стьране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на войну с врагом вышли и Вы. Тяжело было всем: воинам на фронте,партизанам, подпольщикам и тем, кто находился в тылу. Вы выжили, восстанавливали хозяйство, поднимали страну из разрухи, строили новую жизнь. Проходят годы, но Ваш подвиг, уважаемые ветераны Великой Отечественной никогда не будет забыт.Мой прадедушка тоже воевал на фронте.Он пропал без вести. Накануне праздника Победы яхочу пожелать Вам здоровья, добра и благополучия. С уваженим Елизавета» 2.Здравствуйте, уважаемый ветеран! Поздравляю Вас с Днём Победы! В этот поистине светлый день мы, молодое поколение двадцать первого века,от чистого сердца благодарим Вас за смелость и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками. Именно ВЫ не щадили своей жизни, сражваясь с многочисленным, жестоким врагом…Благодаря Вашему мужеству, мы живём в мире без войн и просыпаемся не от взрывов бомб, а от тёплых лучей утреннего солнца, каждый день радуясь чистому небу над головой, пению птиц и запахов цветов на бескрайних просторах нашей Родины. Желаю Вам крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни в этом прекрасном мире. С благодарностью к Вам Мурад Д.
3.Здравствуйте, дорогой ветеран Великой Отчеественной! Приближается День Победы над жестоким, свирепым врагом.Прошло почти 67 лет с того самого дня, когда люди нашей странысобрав в кулак всю свою волю, ст=илу, веру победили неистового врага, одолели фашизм.Помните солнечный день 9 мая 1945 года?Сама природа радовалась восстановлению справедливости.Люди ликовали и плакали однновременно: кто от счастья, что дождался возвращения домой с затянувшейся войны родных и близких;кто от душевной боли и утрат.Прошли годы, но людская боль не утихает. Говорят, что великое видится на расстоянии. Чем дальше от нас война, тем ярче и значимее Ваша победа. Я живу в мирное время и знаю о страшной войне только по расказам да из прочитанных книг. Но в одном я уверена точно: только балгодаря Вам, уважаемый ветеран, я могу любоваться голубым бескрайним небом, слушать трели соловья,приносить пользу окружающим в мирное время. Я и мои ровесники преклоняемся перед Вами, Вашим подвигом во имя свободы и процветания Родины. Благодаря Вам,Вашей беззаветной любви к Отчизне, мы живём в свободной стране: Мир на земле подарили Вы людям, Сумели сохранить добро и свет, И мы всегда Вам благодарны будем, Здороья, счастья Вам и долгих лет уважаемые Ветераны Великой Отечественной,жители блокадного Ленинграда, труженики тыла… Примите слова благодарности и искренней признательности от ученицы Елизаветы Б. 4. Уважаемый ветеран! Здравствуйте! Я пишу Вам письмо, потому что знаю, что именно благодаря Вам живёт и процветает моя родина-РОсия.Именно благодаря Вам мой город получил это высокое звание =город воинской славы. Именно благодаря Вам я могу учиться в школе, хзаниматься любимым делом и мечтать о будущем.. Ветераны, воины победы, Ваша жизнь- Бесценный Божий дар. Вы прошли дорогой фронтовою Сквозь болота, топи, сквозь пожар. О войне Вы помните, И память Возвращает снова Вас туда, Где стояли насмерть, Бились Вы с врагами, Где освобождали города. Мы же-молодое поколенье- Говорим «Спасибо», что живём На земле, освобожденной Вами, И за это низкий Вам поклон… Война-это беда, кторая коснулась каждого, боль, которая тянется долгие годы, оставив в Ваших сердцах шрамы. Прошли годы. Вы подняли страну из руин.На Ваших глазах выросло несколько поколений, многие из которых уже не помнят и не хотят знать о ваших бедах. Ветераны! Как же мало Вас осталось… Я знаю, у каждого из Вас есть своя история. Наполненная страхом и слезами, радостью и улыбками.Ваша жизнь-это подвиг,о котором свидетельствуют Ваши седины и морщины. И вновь хочется спросить Вас, как же ВЫ смогли пройти через весь этот ужас, сохранив теплоту и любовь, которой с щедростью делитесь с нами? Простите нас за неустроенность Вашего быта , за Ваше одиночество.К сожалению, для многих из нашего поколения слово Родина имеет несколько иное значение: мы ищем лёгких путей,избегаем ответственности. Мы –поколение, которое не знает войны и не знает многого о той войне, потому что кто-то сказал, что «историю надо переписывать» Но всё же, дорогой ветеран, я думаю, что если вдруг придёт беда, мы всё преодолеем.Ведь в нас течёт Ваша кровь.Кровь, пролитая на дорогах войны. Я буду всегда помнить о Вас и гордиться тем, что живу в стране, которая победила фашизм…. До свидания. Злата Ш. Рефлексия. Наш урок подходит к завершению, но не заканчивается разговор о тех людях, которые победили самое страшное на Земле-войну…. Сейчас я предлагаю Вам заполнить карточку «Имя Победы», внеся в неё инициалы того человека, которому бы Вы хотели бы адресовать своё письмо.Это могут быть Ваши родные и близкие, о подвиге которых Вы рассказывали сегодня на уроке. Это могут быть имена тех людей, о жизни которых Вы узнали только сегодня из газет. (Открытие галереи «Имя победы»-по окончании урока карточки можно взять домой, доработать-добавить фотографии, если есть, написать стихотворение, нарисовать и т.п.Карточки были переданы в Совет ветеранов) Звучит метроном. Минута молчания. На этом наш урок закончен, дома Вы оформляете письма ветеранам, которые мы передадим в Совет ветеранов нашего города. Спасибо за работу.
|