Открытый урок. Русский язык. 7 класс. Учитель: Нааб А.В. Тема: Правописание личных местоимений. Цели: 1.Обучающая: вспомнить и повторить грамматические признаки личных местоимений, особенности их склонения и правописания; 2. Воспитывающая : воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей; 3. Корркционно-развивающая: Корректировать умение сравнивать, припоминать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использовать имеющиеся данные на практике.
Ход урока 1. Организационный момент
(Проверка готовности к уроку, выставление оценки за этот этап) Запись числа, темы урока. Эмоциональный настрой учащихся. Учитель: Начнем мы с вами наш урок с замечательного стихотворения Леонида Байкова «Улыбайся» (Учитель читает наизусть стихотворение Леонида Бойкова "Улыбайся”.) Задание: внимательно проследить и вслушаться в стихотворение, ксерокопии стихотворения каждому ученику учитель заранее раздает. Улыбайся Улыбайся солнцу, улыбайся песне! Улыбайся также радости друзей. Уж тогда и жизнь покажется чудесней При любом ненастье, при любой грозе. Улыбайся детям, девушкам красивым. Но и некрасивым – тоже не забудь. И тогда уж точно Будешь ты счастливым. И притом не как-то и не как-нибудь. Улыбайся травам, и цветам любимым. Улыбнись, конечно, всем цветам другим. И тогда уж точно Будешь ты Лю-би-мым, Ну, а для кого-то Самым дорогим. Учитель: Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок. Всмотритесь внимательно в строчки этого стихотворения, найдите в нем местоимение. А что такое местоимение? Целью нашего урока является повторение грамматических признаков местоимения, особенности его правописания и изменения по падежам.
2. Словарно-орфографическая работа
Местоимения существуют отдельно от других слов, но также могут скрываться в других словах. Посмотрите внимательно на слово, какие местоимения в нем скрываются? (она, он) Пропишите м-е он в тетради. КОСМОНАВТ Б) Что означает это слово? (после ответов учеников, учитель обращает внимание ребят на толковый словарь, читая лексическое значение данных слов). КОСМОНАВТ - специалист, совершающий полет в космическом пространстве. 1. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 2. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель Восток с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена скосмодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе, Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. В) Составьте устно предложения с данными словами. Г) Учитель: «Ребята, запишите данное слово в словарь, расставив ударение и разделив их на слоги, выделив корень и окончание. Учитель: Какие еще личные местоимения вы знаете, кроме тех, что мы назвали с вами? Ученики отвечают: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. (переход к теме урока)
3. Работа по теме урока
Давайте вспомним, сколько лиц имеют личные местоимения и восстановим таблицу «Лица и числа» на доске. (на доске прикреплены все местоимения, нужно поставить каждое на свое место. Один ученик работает у доски, остальные помогают с места. Итог работы: Лицо/ число Ед. ч. Мн.ч 1 Я МЫ 2 ТЫ ВЫ
3 ОН ОНА ОНО ОНИ
(поставьте себе в таблицу оценку за эту работу) Учитель раздает готовую таблицу каждому ученику. Что мы можем сказать о личном местоимении. Ребята: А) указыает на предмет, но не называет его, Б) имеет 3 лица, В) бывает ед. и мн.ч, Г) в 3 лице имеет род: ж., м., ср. (Составление кластера на доске) Личные местоимения
Итак, некоторые признаки личных местоимений мы вспомнили. (оцените свои ответы). Но, не все так просто, личные местоимения еще и склоняются, имеют свои особенности в написании. Что же такое склонение?. (т.е. изменение местоимений по падежам). (парадигма падежей весит на доске). Изменяем вместе по падежам местоимение МЫ. (Один ученик у доски, остальные в тетради) Дополняем кластер новой информацией: М-е изменяется по падежам.
4. Выполнение задания по карточкам (Задание: поставьте местоимения в скобках в нужном падеже, определите падеж) Образец выполнения разбираем у доски: Картина у (ОНИ) вышла хорошая. Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая. Проверка задания. (Особое внимание обращаем на написание местоимений с предлогами: (К) НЕЙ, (У) НЕЕ, (У) НИХ. Ребятам выдаются правильные написания предложений. (Оценивают свою работу) 5. Запись на доске. Задание: допишите нужные местоимения в словосочетания.
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), приготовить (для кого?), беспокоишься об (о ком?).
Дополняем кластер новой информацией: М-е с предлогами пишется раздельно. 6. Физ. Минутка Учитель: в пословицах и поговорках очень часто используются местоимения. Давайте попробуем составить некоторые из них. (Ребята работают в группах, составляя из предложенных слов пословицы и поговорки). Друг он мой, а ум у него свой. Живи для людей, поживут и люди для тебя. (Ребята объясняют значение этих пословиц) Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему? - Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина: Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... ...Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов.) А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву (А. Ахматова.) Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.) Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
Учитель: роль местоимения в нашей речи неоценима. Есть еще одна важная особенность в употреблении этой части речи.
7. Запись предложений на доске. Задание: какое слово в предложении можно заменить местоимением. Слово лечит, слово и ранит. ( слово-ОНО). Ученики готовились к празднику. Ученикам помогали учителя. Учитель: Можно сделать вывод, что М-я могут заменять…..? имена существительные. Добавляем в кластер новую информацию: М-я могут заменять и. сущ. (оцените свой ответ) 8. Итоговое задание по уровням: Определите все грамматические значения у местоимения: 1 уровень – я 2 уровень – о тебе 3 уровень – о ней Подведение итогов урока. Рассмотрение кластера, выводы по теме урока. Выставление оценок. 9. Запись домашнего задания.
Индивидуальные задания по карточкам. 1 уровень: Перепишите предложения, определите лицо, число и падеж у местоимений. Я часто провожу выходные у дяди. Тихо качают они пушистыми ветвями. 2 уровень: Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений. Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка. 3 уровень: Задание: Перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений. Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка. Задание: поставить местоимения в нужном падеже: Коля и Петя рисовали. К ним пришла девочка. Её зовут Наташа. У неё не было красок. Они дали ей краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у них вышла хорошая. Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений. Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка.
3) Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений. Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка.
Улыбайся Улыбайся солнцу, улыбайся песне! Улыбайся также радости друзей. Уж тогда и жизнь покажется чудесней При любом ненастье, при любой грозе. Улыбайся детям, девушкам красивым. Но и некрасивым – тоже не забудь. И тогда уж точно Будешь ты счастливым. И притом не как-то и не как-нибудь. Улыбайся травам, и цветам любимым. Улыбнись, конечно, всем цветам другим. И тогда уж точно Будешь ты Лю-би-мым, Ну, а для кого-то Самым дорогим.
|