Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Разработка урока по русскому языку "Правописание личных местоимений" 7 класс

СКАЧАТЬ (67.0 Kb) 14.02.2014, 12:08
Нааб Анастасия Викторовна
учитель русского языка и чтения, ОГСКОУ СКОШ г.Усть-Илимска
Открытый урок. Русский язык. 7 класс. Учитель: Нааб А.В.
Тема: Правописание личных местоимений.
Цели:
1.Обучающая: вспомнить и повторить грамматические признаки личных местоимений, особенности их склонения и правописания;
2. Воспитывающая : воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей;
3. Корркционно-развивающая: Корректировать умение сравнивать, припоминать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использовать имеющиеся данные на практике.

Ход урока
1. Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, выставление оценки за этот этап)
Запись числа, темы урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
Учитель: Начнем мы с вами наш урок с замечательного стихотворения Леонида Байкова «Улыбайся»
(Учитель читает наизусть стихотворение Леонида Бойкова "Улыбайся”.)
Задание: внимательно проследить и вслушаться в стихотворение, ксерокопии стихотворения каждому ученику учитель заранее раздает.
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
Учитель: Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок. Всмотритесь внимательно в строчки этого стихотворения, найдите в нем местоимение. А что такое местоимение? Целью нашего урока является повторение грамматических признаков местоимения, особенности его правописания и изменения по падежам.

2. Словарно-орфографическая работа

Местоимения существуют отдельно от других слов, но также могут скрываться в других словах. Посмотрите внимательно на слово, какие местоимения в нем скрываются? (она, он)
Пропишите м-е он в тетради.
КОСМОНАВТ
Б) Что означает это слово? (после ответов учеников, учитель обращает внимание ребят на толковый словарь, читая лексическое значение данных слов).
КОСМОНАВТ - специалист, совершающий полет в космическом пространстве.
1. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
2. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель Восток с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена скосмодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе, Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
В) Составьте устно предложения с данными словами.
Г) Учитель: «Ребята, запишите данное слово в словарь, расставив ударение и разделив их на слоги, выделив корень и окончание.
Учитель: Какие еще личные местоимения вы знаете, кроме тех, что мы назвали с вами?
Ученики отвечают: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. (переход к теме урока)

3. Работа по теме урока

Давайте вспомним, сколько лиц имеют личные местоимения и восстановим таблицу «Лица и числа» на доске. (на доске прикреплены все местоимения, нужно поставить каждое на свое место. Один ученик работает у доски, остальные помогают с места. Итог работы:
Лицо/ число
Ед. ч.
Мн.ч
1 Я МЫ
2
ТЫ ВЫ

3 ОН ОНА ОНО
ОНИ

(поставьте себе в таблицу оценку за эту работу)
Учитель раздает готовую таблицу каждому ученику.
Что мы можем сказать о личном местоимении. Ребята:
А) указыает на предмет, но не называет его,
Б) имеет 3 лица,
В) бывает ед. и мн.ч,
Г) в 3 лице имеет род: ж., м., ср.
(Составление кластера на доске)
Личные местоимения


Итак, некоторые признаки личных местоимений мы вспомнили. (оцените свои ответы). Но, не все так просто, личные местоимения еще и склоняются, имеют свои особенности в написании. Что же такое склонение?. (т.е. изменение местоимений по падежам). (парадигма падежей весит на доске).
Изменяем вместе по падежам местоимение МЫ. (Один ученик у доски, остальные в тетради)
Дополняем кластер новой информацией: М-е изменяется по падежам.

4. Выполнение задания по карточкам
(Задание: поставьте местоимения в скобках в нужном падеже, определите падеж)
Образец выполнения разбираем у доски: Картина у (ОНИ) вышла хорошая.
Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая.
Проверка задания. (Особое внимание обращаем на написание местоимений с предлогами: (К) НЕЙ, (У) НЕЕ, (У) НИХ. Ребятам выдаются правильные написания предложений. (Оценивают свою работу)
5. Запись на доске. Задание: допишите нужные местоимения в словосочетания.

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), приготовить (для кого?), беспокоишься об (о ком?).

Дополняем кластер новой информацией: М-е с предлогами пишется раздельно.
6. Физ. Минутка
Учитель: в пословицах и поговорках очень часто используются местоимения. Давайте попробуем составить некоторые из них. (Ребята работают в группах, составляя из предложенных слов пословицы и поговорки).
Друг он мой, а ум у него свой.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
(Ребята объясняют значение этих пословиц)
Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель: роль местоимения в нашей речи неоценима. Есть еще одна важная особенность в употреблении этой части речи.

7. Запись предложений на доске.
Задание: какое слово в предложении можно заменить местоимением.
Слово лечит, слово и ранит. ( слово-ОНО).
Ученики готовились к празднику. Ученикам помогали учителя.
Учитель: Можно сделать вывод, что М-я могут заменять…..? имена существительные.
Добавляем в кластер новую информацию: М-я могут заменять и. сущ.
(оцените свой ответ)
8. Итоговое задание по уровням:
Определите все грамматические значения у местоимения:
1 уровень – я
2 уровень – о тебе
3 уровень – о ней
Подведение итогов урока. Рассмотрение кластера, выводы по теме урока. Выставление оценок.
9. Запись домашнего задания.

Индивидуальные задания по карточкам.
1 уровень: Перепишите предложения, определите лицо, число и падеж у местоимений.
Я часто провожу выходные у дяди.
Тихо качают они пушистыми ветвями.
2 уровень: Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка.
3 уровень: Задание: Перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка.
Задание: поставить местоимения в нужном падеже:
Коля и Петя рисовали. К ним пришла девочка. Её зовут Наташа. У неё не было красок. Они дали ей краски. Ребята стали рисовать картину вместе.
Картина у них вышла хорошая.
Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка.

3) Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка.

Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: 030410
Просмотров: 4400 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог