Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»
Цели: - обучающая: учить определять способ образования слова; -развивающая: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы; -воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з 1) Взаимопроверка учащиеся домашнего упражнения. 2) Фронтальный опрос по основным способам образования слов. 3) Индивидуальная работа по карточкам у доски.
Карточка №1 Разберите слова по составу, устно укажите способ образования слов: Красногрудые2 (птички), парашютистка2
Карточка №2 Разберите слова по составу, устно укажите способ образования слов: Разбежаться2, оглушить2
4) Проверка работавших у доски (класс работает с сигнальными карточками) (При проверке учащиесяся задают вопросы по орфограммам, встретившимся в словах)
Сообщение темы урока
Орфографическая разминка: - расположиться на опушке, прорастающие бураки, срослись друг с другом, собиратель былин, прилагать усилия, натирать паркет. (Учитель: - Все ли записанные слова относятся к общеупотребительной лексике? К какой группе слов относится слово «бурак»? Что такое диалектизмы?)
Углубление знаний, умений и навыков по теме «Основные способы образования слов в русском языке» 1) Найдите в записанных словосочетаниях слово, соответствующее данной схеме: (собиратель) - Каким способом образовано слово «собиратель»? - Итак, мы записывали словосочетания. Из них мы можем построить? … предложения ¬- Запишем предложение, произведём его пунктуационный разбор.
2) Пунктуационный разбор предложения Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий месяц5.
3) Найдите в записанном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, и произведите его словообразовательный разбор.
4) Найдите слово, образованное с помощью сложения, и произведите его словообразовательный разбор.
- Выполняя упражнение №128 в учебнике, мы закрепим знания о других способах образования слов. (Один учащиеся у доски выписывает из упражнения слова, образованные приставочным способом, другой – суффиксальным. Остальные учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Затем наиболее подготовленный учащиеся проверяет записи на доске, оценивает работу учащиеся.)
5) Составление словообразовательных цепочек. - Из «разбросанных» слов (учитель записал их на доске, пока учащиеся выполняли упражнение) составьте и запишите словообразовательную цепочку: а) окружной, округ, окружность, круг; б) разморозить, мороз, морозить, разморозиться. (Один учащийся работает у доски, остальные проверяют его работу с помощью сигнальных карточек.)
- Какие способы образования слов встретились вам при работе со словообразовательными цепочками? Какие ещё способы вам известны? - Мы хорошо работали, повторили и закрепили материал по теме «Способы образования слов». Теперь пришло время провести обобщающий контроль ваших знаний.
Контроль знаний Учащиеся получают дифференцированные карточки для индивидуальной работы и выполняют задания за строго отведенное время.
Обобщение по уроку.
Задание на дом (дифференцированное).
Оценка работы отдельных учащихся и всего класса в целом.
|