Сегодня: 24.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок литературы "Речевая характеристика как средство создания образа героя произведения" 5 класс

СКАЧАТЬ (85.8 Kb) · СКАЧАТЬ (493,3 МБ) 08.11.2014, 13:46
Кошкина Л.М., Гольцман О.М.
Кошкина Л.М. педагог дополнительного образования, Гольцман О.М. учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №1874 СЗАО г. Москвы
Урок литературы
«РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(интеграция основного и дополнительного образования)

Авторы: Гольцман Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, Кошкина Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования

Цели урока:
• Образовательные: знакомство с художественными приемами Л.Н.Толстого - писателя и их ролью в раскрытии образа Платона Каратаева; с текстом народной песни «Платов и Кутузов»;
• Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные приемы в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; формулировать выводы; представлять аргументированную оценку; создавать тексты, используя художественные прием.
• Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи; через восприятие художественных образов воспитывать патриотические чувства.
Материалы к уроку:
1. Отрывок из фильма по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.
2. Художественный фрагмент из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Аудиозапись монолога Феликса Разумовского «Не в силе Бог, а в правде».
4. Текст народной песни «Платов и Кутузов».
5. Отрывок из мультипликационного фильма «Егорий Храбрый».
6. Портрет Л.Н.Толстого.
7. Портрет М.И.Кутузова.
8. Портрет Д.В. Давыдова.
9. Портрет М.И.Платова.
10. Словарь литературоведческих терминов, средств языковой и синтаксической выразительности.

Ход урока
1. Просмотр эпизода фильма «Война и мир» (Пьер и Платон Каратаев в плену).
2. Беседа по итогам просмотра:
Гольцман О.М.:
- Сейчас мы просмотрели с вами фрагмент из фильма по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Портрет Толстого.
- Скажите, ребята, текст какого стиля представлен вашему вниманию? (художественный стиль)
- По каким признакам вы это определили? (наличие героев, темы, сюжета).
- Давайте поговорим о героях. Чем они привлекательны?
- Обратите внимание на образ Платона Каратаева, его поведение, речь.
- Чем она богата? (пословицами и поговорками, словами с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Где суд, там и неправда. Москва, она городам мать. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае. Не нашим умом, а божьим судом.
Речь Платона Каратаева простая, доступная, понятная каждому. Ничто не ускользает от его внимания: он и собаку привечает, и барина вниманием не обделяет, но самым интересным является то, что как бы меду делом в своей речи он использует пословицы и поговорки, которые не зря называются «Зёрнами народной мудрости». И это его характеризует как человека мудрого, внимательного к людям, неравнодушного к чужим бедам. Он одинаково добр ко всем, кто нуждается в его помощи, в человеческом участии: и к собаке, ласково названной «шельмой», и к барину, узнав историю которого, называет «соколиком».
- Так какова же тема нашего урока?
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Кошкина Л.М.:
- Здравствуйте, хозяева дорогие и гости честные. Посидела я в уголочке, послушала ваши речи учёные про премудрости книжные. Правду говорят, «При умной беседе быть – ума прикупить».
Особенно по сердцу пришлось мне ваше рассуждение про образ простого русского человека Платона Каратаева, на каких испокон веку земля русская держится. Согласны, что у Платона - «соколика» «Пословица недаром молвится»?
За «красным словом» «в карман не лез» добрый человек.
А уж если речь заходила о родимой земле – матушке, о героях, для которых «Главное в жизни – служить Отчизне», с какой любовью, лаской, гордостью складывались о них песни. Не только о былинных сильномогучих богатырях сохранилась народная память. И героев отечественной войны 1812 года прославлял народ в своих песнях. А вам известны герои этих событий?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
-А про Матвея Ивановича Платова вы слыхали?

Учащиеся:

Портрет М.И.Платова
Кошкина Л.М.:
- Наверное, в истории казачества не было другого атамана, которого бы так любили. Матвей Иванович Платов, Вихрь-атаман, как его называли современники, стал легендой еще при жизни. Это по его зову в 1812 г. донское казачье ополчение явилось на помощь армии Кутузова. Это им поверженный Наполеон дал лестную оценку: «Если бы у меня были казаки, я завоевал бы с ними весь мир». Раскатал Наполеон губу! Конечно, казак будет стоять за родную землю. Чем и заслужили казаки народную любовь.
А послушайте, как народ про казаков, сударя Платова да князя Кутузова сказывал.

Чтение песни «ПЛАТОВ И КУТУЗОВ»

Портрет Кутузова.

Гольцман О.М.:
- Перед нами ещё один образец художественного произведения. Но чем же оно отличается от предыдущего?
- Это образец устного народного творчества, народная песня.
- А что характерно для народной песни?
Постоянные эпитеты: «крепкие караулы», «белые ручушки», «резвы ножечки» - они усиливают выразительность, образность языка, придают художественную, поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, подчёркивают его индивидуальный признак, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Противопоставление : Не осточная звезда в поли воссияла,—
У Кутузова в руках сабля воссияла
– с помощью этого средства автор песни усиливает выразительность речи путём контраста «восточной звезды» и «сабли Кутузова».
Синтаксический параллелизм:
«А-й вы вставайте ж, мои деточки, утром пораняе,
Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе,
Вы идите, мои деточки, в истое поле,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинцю-пороху не жалейте.
Вы своего же французика побеждайте».
Одинаковое строение предложений используется для акцента на действии. В данном случае генерал Платов с помощью глаголов в повелительном наклонении призывает солдат к защите родной земли. При этом примечательны обращения.
Обращения: «мои деточки», «Россиюшка» - слова-обращения интересны наличием в них уменьшительно-ласкательного суффикса, что является выражением чувства говорящего, его отношения к собеседнику.
Олицетворение: «заплакала Россиюшка» - это олицетворение всего русского народа, стонущего под гнётом французов, ставшего на защиту своей страны.
Гольцман О.М.:
- Почему «заплакала Россиюшка»?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
- Матушка-Россия лила слёзы за всех своих сыновей и гордилась своими сыновьями. Одним из них был Денис Васильевич Давыдов. Что вам известно об этом герое?

Портрет Д.В.Давыдова.
Учащиеся:
Кошкина Л.М.:
- Есть у народа заповедь: «С родной земли – умри, но не сходи!» И Денис Давыдов твердо следовал эту неписаному закону – когда русская армия отступала, полковник Давыдов со своим малым отрядом остался в тылу врага и вёл партизанскую войну. Среди партизан было и немало крестьян, к сожалению, оставшихся безызвестными. Да вот вопрос: как щеголеватый офицер в своём гусарском мундире, человек с обходительными манерами, чужой для крестьян, смог найти с ними общий язык? Ольга Михайловна, может быть, Вы подскажете ответ?
Гольцман О.М.:
- Чтобы понять, как это происходило, давайте обратимся к монологу Феликса Разумовского из цикла публицистических передач «Не в силе Бог, а в правде».
Прослушивание монолога.
Гольцман О.М.:
- Что помогло Денису Давыдову сблизиться с народом?
Ученики:
Гольцман О.М.:
- Единство Давыдова с народом, его вера в народ, в силу народную, в народную правду.
Кошкина Л.М.:
- Да, народная правда требует от каждого честного человека защищать свою родину, когда она в опасности. Защищать святую, православную Русь. «Русский солдат не знает преград», потому что в бой он идёт с верой в правое дело и с молитвой.
Сам главнокомандующий М.И.Кутузов вместе с генералами, с солдатами, перед Бородинским сражением коленопреклонённо молился перед иконой Смоленской Божьей матери.
Вспомним русскую историю. Кто одержал победу на поле Куликовом?
Учащиеся:
Кошкина Л.М.
- А известно ли вам, что московский князь Дмитрий Иванович, перед битвой получил благословение у преподобного старца Сергия Радонежского, великого молитвенника и заступника земли русской?
- Знакомы ли вам знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»? Их сказал святой благоверный князь, одержавший победу над шведами на Неве, а потом и над немецкими рыцарями на Чудском озере, Александр Ярославович Невский. Вера в его небесное покровительство издавна укрепляла дух воинов, идущих на священную войну за свое Отечество.

У Москвы – матери городов русских - тоже есть свой небесный покровитель, святой, поборовший змея. Его лик изображён на гербе столицы. В народе называют его ласково - Егорий Храбрый. Немало песен и сказаний сохранилось про его подвиги. Старинные сказания любят и понимают и в наши дни. Сегодня мы с вами в этом убедимся.
Гольцман О.М.:
- По итогам просмотра мультипликационного фильма создайте словесный портрет сказительницы, используя материалы урока.
Показ мультфильма «Егорий Храбрый».
Учащиеся высказываются и делятся впечатлениями.
Подведение итогов урока.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: catsl
Просмотров: 2980 | Загрузок: 338 | Рейтинг: 2.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог