Сегодня: 24.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока русского языка "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

СКАЧАТЬ (50.5 Kb) 07.11.2014, 16:25
Урядова Марина Павловна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №8 "ОЦ" г. Новокуйбышевск
Конспект.

Урок русского языка в 5 классе
«Синтаксис и пунктуация».

Цели урока:

обучающая:

• познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;
• показать, чем отличается слово от предложения;
• дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

развивающая:

• формировать живой интерес к изучению русского языка;
• развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;
• развивать монологическую речь;

воспитывающая:

• воспитывать бережное отношение к русскому языку;
• воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.

Оборудование:

• карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;
• таблица со знаками препинания;
• текст стихотворения;
• презентация урока, ПК.

Учебник :

• Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Авторы :Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова 2013 г

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):
• часть речи, обозначающая предмет;
• падеж, отвечающий на вопрос кто?;
• неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
• название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
• слова, противоположные по значению;
• часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
• морфема, стоящая между корнем и окончанием;
• самый распространенный союз;
• звук, который мы слышим на конце слова груз.

Какое же слово получилось?- синтаксис.

III. Изучение нового материала.
Что изучает синтаксис.

1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.
Что же изучает синтаксис?
Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.
Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».
Почему в этом предложении нужно поставить тире?

2. Наблюдение над языковым материалом:

На доске 2 столбика.
1 столбик 2 столбик
Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на
серебристый, сверкать. ветках деревьев.

Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?
А во 2-ом ? Почему?
( В 1-ом столбике - отдельные слова, они не связаны ни по смыслу, ни грамматически.
Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).
Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).

3. Работа с предложением.
Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.
(Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).

4 .Практическая работа.
На доске записаны слова. Составьте предложения:
На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).
Лес, стук, дятел, вечерний, в , раздаваться. (В вечернем лесу раздавался стук дятла).
Проверка выполненного задания.

Физкультурная минутка.

IV. Продолжение. Изучение нового материала.
Что изучает пунктуация.

1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Запись в тетрадь:
«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»

2 .Беседа.
Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )
Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … - «» ( )! ? )
Как вы думаете, какой знак самый нужный?
3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»

У последней Точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - Восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,
И прочие, прочие, прочие…
Заявили запятые:
-Мы - особы занятые, не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:
- Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!
Двоеточие, мигая, закричало:
- Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:
- если вам угодно знать, я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
И сказала Точка, Точка- одиночка:
- Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

Согласны ли вы с мнением Точки?
А вы как думаете, какой знак самый важный?
Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?

4. Работа с учебником. Анализ упражнения 375.

5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»
Интересно, когда появились знаки препинания?
( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).
Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.

• Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

• Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.

• К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

• Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

• Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

• В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.

• К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

• Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

6. Работа с учебником. Упр.123

7. Сообщения учащихся по изучаемой теме.

Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».

V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Работа с предложенным текстом.
Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:

Кисель там варят из резины, Кроят рубахи из пластмассы,
Там шины делают из глины, Посуду делают из мяса,
Кирпич там жгут из молока, Котлеты стряпают из сажи,
Творог готовят из песка. Там ваксу делают из пряжи.

Стекло там плавят из бетона, Прядут там нитки из сукна,
Плотины строят из картона, Костюмы шьют из толокна,
Обложки там из чугуна, Кисель там варят…
Там варят сталь из полотна.

Почему стихотворение вызывает у нас улыбку?
Зачеркните неправильные и расставьте правильные знаки препинания.

VI. Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».
Какой вывод можем сделать?
( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

VII. Вывод по уроку.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?
Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

VIII. Домашнее задание: упражнение 377, знать определение синтаксиса и пунктуации.
IX. Оценки за урок.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: 562875
Просмотров: 21314 | Загрузок: 1996 | Рейтинг: 2.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог