ТЕМА:«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» (ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА).
Ибраева Л.К., учитель русского языка и литературы, школа-лицей №4 им. Абая г. Сатпаев, Карагандинской области
Задачи урока: закрепить знания учащихся о составе слова, о словообразований, развивать навыки грамотного письма, мышление, речь, орфографическую зоркость, активизировать самостоятельность учащихся на уроке в ходе выполнения различных упражнений,прививать любовь к слову, воспитывать культуру общения в группах. Оборудование: интерактивная доска, флипчарты. Метод: словесный, практический. Тип урока: обобщение. Эпиграф урока: «Слова, дружище – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться».(М. Горький) Вступительное слово учителя. Сегодня у нас заседание клуба любителей русского языка. Заседание нашего клуба будет проходить у «Королевы Словообразований». Хочу вас познакомить с правилами этого королевств: во-первых мы должны помнить, что мы в гостях. Во-вторых, не шуметь, не мешать друг-другу, отвечать на вопросы правильно и подробно. Если вам все понятно разрешите заседание клуба считать открытым. Работаем в группах, т.е. практики и теоретики. Теоретики рассказывают теорию, а практики доказывают на примерах свои знания по этой теме. И так тема нашего урока «Словообразование». Задачи: должны знать состав и способы образование новых слов, уметь образовать новые слова, распознавать части слова. 1.А сейчас мы проверим домашнее задание. Какое задание вы получили на дом? Придумать «сказку о составе слова». Кто прочитает нам свою сказку? (уч-ся читают свои работы) 2.Молодцы, вы справились с заданием, и мы продолжим наше заседание. А сейчас мы должны вспомнить состав слова, т.е. из каких частей состоят слова в русском языке. -Назовите части слова. -Что входит в основу? -Что такое приставка? -Суффикс? -Однокоренные слова? -Как образуются слова в русском языке? 3.Теперь мы выполним задание, т.е. вы должны образовать новые слова с корнем - род. Флипчарт №1. Родина Народ родной Род Природа родословная Какое слово в этом ряду вам не знакомо? Родословная – это перечень поколений одного рода устанавливающий происхождение и степени родства, и каждый человек должен знать и уважать свои корни, т.е. родословную. Кто может рассказать свою родословную – жеті ата? Ответы учащихся. И так мы с вами потренировались и теперь приступим к работе. 2.Слово предоставляется теоретикам. Сообщение об окончании. Для чего служит оно? 3.Задание для практиков «Упражнение график». Флипчарт №2. Учитель читает существительные, а практики составляют график изменения существительных по падежам. Родина, родиной, родину, родины, о родине, родине. Что обозначают окончания у разных частей речи? Молодцы! Переходим к следующему этапу нашего заседания»образование новых слов». 5.Выступление теоретиков «Об образований слов при помощи приставок». Задания для практиков. Нужно заменить слово другим, уже с приставкой. Флипчарт №3. Человек, который не отвечает на зло, не может защитить себя –(беззащитный) Спросить снова- (переспросить) Тот, с кем вы беседуете –(собеседник) За пределами школы- (пришкольный) 6. Сейчас мы поговорим о суффиксальном способе образования новых слов. Выполнение упражнений. Выпишите однокоренные слова и определите способ образования. Флипчарт №4. смело, снег, дом, смелость, снежинка, домик, снежный, домище, осмелеть. 7.Переходим к следующему заданию. Флипчарт №5. От данных слов образуйте новые слова: хлеб –печь, хлеб –возить, снег- падать, диван- кровать, половина- дома. Как образованы эти слова? ( учащиеся рассказывают о сложных словах и приводят примеры) 8.А как еще образуются новые слова в русском языке? Сообщения теоретиков о сложносокращенных словах. Давайте от данных слов составим сложносокращенные слова. Флипчарт №6. Культурно- развлекательный комплекс –КРК Центр обслуживания населения –ЦОН Единое национальное тестирование –ЕНТ Детский сад –детсад Жезказганский политехнический колледж- ЖПТК 9.Итог урока. Сегодня мы говорили о словообразовании и о частях слова и показали свои знания по этим темам. Хочу вернуться к нашему эпиграфу: "Если знаешь части слова, то напишешь их толково”,поэтому помните чтобы понять ,как образуются слова в русском языке надо знать его состав, т.е из каких частей оно состоит. И на этом разрешите заседание клуба»Любителей русского языка «считать закрытым. Спасибо всем. 10.Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Мое поколение, моя родословная». 11.Комментирование оценок.
|