Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект по русскому языку "Служебные части речи: союзы. Повторение изученного" для старших классов

СКАЧАТЬ (99.5 Kb) 26.03.2014, 23:30
Хлопцева Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №87» г. Саратов

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №87» г. Саратов

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Служебные части речи: союзы.
Повторение изученного»

Учитель русского языка и литературы: Хлопцева Е.А.

г. Саратов
2014 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 11
Предмет: Русский язык.
Тема: Служебные части речи: союзы. Повторение изученного.
Цель: Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Союзы».
Задачи:
-образовательная: закрепление материала о различиях между союзами и союзными словами, отработка навыка нахождения и употребления союзов (служебных частей речи); повторить правописание союзов и употребление их в речи.
-развивающая: продолжить развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
-воспитательная: воспитывать культуру речи; способствовать развитию интереса у учащихся к русскому языку.

Тип урока: повторение изученного материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, меловая доска, карточки с контрольными заданиями.

Ход урока

I Орг.момент: приветствие, запись числа на доске.
Учитель: Сегодня в поле нашего зрения будут находиться союзы и союзные слова. Мы повторим правописание союзов и умение отличать их от омонимичных им частей речи, различие союзов и сочетаний слов. Дома вы повторяли теоретические вопросы по теме, которые будут заданы по ходу урока. Записываем в тетрадях тему урока - Служебные части речи: всё о союзах. Повторение изученного материала.

II Актуализация знаний:
Учитель: Какую же часть речи мы называем союзом? На какие две группы делятся союзы? Для чего они служат в предложении?
Ответ: Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. На 2 группы по значению делятся все союзы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного. Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Учитель: Верно. Какими бывают сочинительные союзы, на какие 3-и группы делятся? Приведите примеры.
Ответ:1) соединительные: и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и; 2) противительные: а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; 3) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли.
Учитель: Запишите три предложения под диктовку. Ваша задача, определить каким является союз, расставить знаки препинания.

А) Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край. Соед.
Б) То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку. Раздел.
В) Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. Против.

Учитель: Проверка с дополнительными вопросами типа –
Какой оттенок значения вносят в предложения эти союзы? Как при них ставятся знаки препинания? Приведите свои примеры.

Ответ: Соединительные союзы используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности:
На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.

Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения:
Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.
Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость.

Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения:
За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.
Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.

Ответ: 1) Запятая ставится между однородными членами, соединёнными
повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо): То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей. И берег, и море молчали.
2) Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении и, или, либо).
Лодка качнулась, поднялась и исчезла. 2) Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и, не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед
второй частью таких союзов: Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды. Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.

Учитель: Перечислите разряды подчинительных союзов, уже вам известные.
Ответ: Подчинительные союзы бывают:
а) временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.;
б) причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.;
в) целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;
г) условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.;
д) уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.;
е) сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.;
ж) следственные (указывают на следствие): так что;
З) изъяснительные (указывают на то, о чём говорят): что, чтобы, будто.

Задание: Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие из них простые, а какие – составные. Какое значение каждый из союзов вносит в предложение?
1. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоцен(нн)ые камни излучают таинств(нн)ый блеск.
2. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполн(енн)ое для нас поэтическим содержанием.
3. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы (не)потерять чувство этого языка, нужно (не)только постоя(нн)ое общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой (из)под куста лещины.
4. Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный день. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота.

Учитель: Итак, какие же союзы называются простыми, какие - составными? Почему? Проверка письменного задания с комментированием.
Ответ: Простые союзы состоят из одного слова, составные - из двух и более слов.
Примеры: простые - и, а, но, чтобы, если; составные - не только... но и; потому что, так как, как... так.

Учитель: Какие два виды предложений бывают? Какие предложения называют сложноподчинёнными?
Ответ: ССП и СПП. Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Учитель: Хорошее знание «в лицо» подчинительных союзов помогает быстро и правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
потому что
оттого что
несмотря на то что
вследствие того что
ввиду того что
Ошибку в определении придаточной части легко можно допустить, если не правильно определить, что перед нами союз или союзное слово. Так как же различить подчинительный союз и союзное слово в предложении?

Ответ: Союзы надо попробовать заменить другими, подходящими по смыслу союзами. Когда писатель уставал, он отправлялся на прогулку. Мы можем заменить когда союзами едва, лишь только, как только, значит, это тоже союз.
Второй способ: союзы можно опустить, попробовать обойтись без них: Я встретил отца у сестры и объявил ему, что иду в театр. Теперь мы просто опускаем союз: Я встретил отца у сестры и объявил ему: «Иду в театр».
Союзные слова тоже можно попытаться заменить – самостоятельными частями речи, подходящими по смыслу. Например: Стол, вокруг которого на креслах и стульях уселись слушатели, стоял направо от двери. Мы меняем союзное слово – выделили его в предложении – и предлагаем варианты: вокруг стола, там, везде.
К с. сл. можно задать вопрос: Современники рассказывают, кто присутствовал среди гостей Гоголя. Задаём вопрос: присутствовал кто?

Учитель: Правильно, но есть и другие способы разграничения союзов и союзных слов. Сейчас прошу обратить ваше внимание на текст, который перед вами. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем во II веке н.э. Читая текст, мысленно вставляйте в места пропусков союзы (союзные слова), раскрывайте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Во время прочтения ученики расставляют знаки препинания, объясняя их постановку. (Определите, к какому разряду относятся союзы). У вас есть несколько минут.

С помощью Зефира, западного ветра, Амур получил в жены царскую дочь Психею. Но муж ее оставался (не)видимым и поставил условие: все будет хорошо, если она не будет пытаться его увидеть. Психея не возражала, но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она все(таки) вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви, тем самым нарушив запрет - (н?)когда (не)видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. И бог любви проснулся от боли, он понял, что случилось, и улетел. А Психея очутилась на земле. Много позже миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что миф этот – (не)просто любовная история, … имеет глубокий смысл.(Мифы народов мира, энциклопедия)

Учитель: Хотелось бы ещё раз обратить ваше внимание на правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. На слух попробуйте определить, в каком из двух предложений тоже пишется слитно, а в каком – раздельно. И почему.
1) Я тоже принимал участие в спортивных соревнованиях и занял призовое место.
2) Я заблудился и вышел снова на то же самое место.

Ответ: В первом примере слово тоже не является членом предложения, по значению соединительный союз тоже = и. Во втором примере местоимение то в сочетании с местоимением самое является дополнением, же – усилительная частица (ее можно опустить).

Учитель: Преступаем к итоговой, завершающей части нашего урока – к письменной работе по карточкам (1,2,3 варианты). Работу вы выполняете в тетрадях, которые со звонком сдаёте. Данный вид работы покажет, насколько хорошо вы владеете учебным материалом по повторяемой теме.

Домашнее задание: Написать эссе на тему название темы по плану.

Спасибо за урок!



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: HlopcevaElA
Просмотров: 5284 | Загрузок: 276 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог