Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе

04.12.2013, 13:21
Нигматзянова Альсина Наиловна
учитель русского языка и литературы, английского языка, МБОУ "Сатламышевская средняя общеобразовательная школа"
Урок в 8 классе по учебнику Л.Д. Умаровой для национальных школ по теме Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок русского языка в 8 классе


Тема : Тире между подлежащим и сказуемым
Цели урока : 1) образовательные: ознакомить с условиями постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым;
2) развивающие : развивать умения постановки тире между главными членами;
3) воспитательные : привить учащимся посредством языковых средств такие человеческие качества, как доброта, дружба, душевная щедрость.
Методы : наблюдение над языковыми фактами, составление таблицы, эвристический, креативный, коллективный диалог, деятельностный метод.

Ход урока
1.Оргмомент

2 Актуализация прежних знаний и переход к новой теме

У :Прочитайте текст и ответьте на вопросы: О чём этот текст? Чему нас учит текст? (учащиеся читают текст и отвечают на вопросы). Таким образом, здесь используется технология продуктивного чтения. Присутствует работа с текстом во время чтения и после чтения.
Доброта- вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое ,она- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга…..
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран, обид. Мы чаще должны вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку. (В.Розов)
У: Спишите. Подчеркните сказуемые. Чем простое сказуемое отличается от составного?
Д: В составном сказуемом есть вспомогательные глаголы со значение времени, лица, числа.
У: Приведите примеры из текста. Надпишите над составным именным сказуемом чем выражена именная часть.
У: Попробуйте сделать вывод о постановке тире между и подлежащим и сказуемым.(ответы учащихся). Здесь я использую технологию проблемного диалога.

3 Работа с учебником.
У: Прочитайте правило на странице 69 .Подберите свои примеры к каждому пункту правила. Составьте схемы, показывающие основные условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. (ответы учащихся).

4.Составление схемы
Сущ.-сущ. / н.ф.гл.-н.ф.гл. / числ.-числ.
Сущ- н.ф.гл. / сущ.- числит.
В данном виде работы применяется эвристический метод.

5. Закрепление пройденного материала

А)Выполнение упражнений 128, 129 на стр. 70 учебника.
У: Выполните упражнение 128 на стр. 70. Прочитайте текст. Укажите составные именные сказуемые. Объясните их употребление. Спишите, расставляя знаки препинания. О каких качествах человека идёт речь в этих предложениях? Перечислите их.
(Учащиеся выполняют упражнение). Здесь также используется технология проблемного диалога, то есть присутствует актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
У: А теперь выполните упражнение 129 на стр. 70. Перестройте предложения, опуская глаголы-связки и употребляя между подлежащим и сказуемым частицы это, вот и другие. Здесь ученики используют креативный метод.
Б) Выполнение заданий по карточкам у доски.
У: Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Объясните, пользуясь схемой ,наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Здесь идет постановка учебной задачи, которую ученикам предстоить решить. В ходе работы выявляются причины затруднения учеников.
Карточка 1
1)Быть грубым….значит забывать собственное достоинство.
2) Любовь и дружба……как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.
3) Доброта…. это отзывчивость , дружеское расположение к людям
Карточка 2
1)Самая высокая радость жизни …. чувствовать себя нужным и близким людям.
2)Написано пером….не вырубишь топором.
3)Искренность отношений , правда в общении….. вот дружба.
В ходе работы я стараюсь использовать все этапы технологии деятельностного метода, который обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

6. Работа с текстом
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные памятки для анализа текста – рассуждения.
1) Рассмотрите структуру текста.

А) Выделите части текста. Как они связаны? Каковы средства связи?
Б) Выделите введение.
В) Найдите доказательства.
Г) Рассмотрите вывод. Соответствует ли он тезису?

2) Рассмотрите языковые средства (термины, вводные слова ,противительные союзы, вопросительные предложения). Для чего они служат? Обсудите друг с другом.

Учитель читает текст.
Самое большое.
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Как правило, многое зарождается в детстве и близком.
Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, но, расширяясь она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь, обретают новые силы, становятся все выше. (Д.С.Лихачев)
( Далее учащиеся разбирают текст по плану.)
В данной работе используется эвристический метод работы. Также присутствует коллективный диалог, обмен информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик»,при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
У: О чем мы говорили на уроке? Что нового и интересного вы узнали ? Урок вам понравился?

8. Домашнее задание
У: Итак, на уроке мы использовали высказывания о доброте, любви, дружбе. Так же мы работали с текстом о доброте. Используя материалы этих упражнений и свои личные наблюдения, напишите сочинение- рассуждение на тему: «Доброта спасет мир».
При подготовке домашнего задания ученики используют креативный метод.

Использованная литература:
1) Русский язык: Учебник для 8 класса татар.сред. общеобразоват. шк./ Л.Д.Умарова,Н.Н Фаттахова, Г.К.Хамзина, Н.А.Андроманова; Под ред. Л.З. Шакировой. -3-е изд.,перераб.- Казань: Магариф 2007.
2) Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой / Авт.- сост. М. Е. Кривоплясова.- Волгоград: Учитель- 2005.
3) Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). / сост. Л.Н.Ситникова. – Волгорад: Учитель- 2006.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: zexbntkmybwf
Просмотров: 4251 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог