Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Учебное занятие по развитию речи по технологии «Мастерская творческого письма». Ода русской осени. 8 класс

СКАЧАТЬ (17.3 Kb) 27.11.2012, 21:37
Афанасьева Людмила Васильевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ г. Бирюча" Белгородской области
Тема занятия. Ода русской осени
Цели занятия: продолжить работу по развитию речетворческой деятельности учащихся; учить пользоваться различными видами словарей; уметь составлять свой текст на основе различных значений слова; воспитывать любовь к русской осени, миру природы.
Оборудование: эпиграф урока «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л. Н. Толстой; значение слова «осень» (схема); словарь слов («ода»); натюрморт; картины художников и рисунки учащихся об осени; выставка различных словарей русского языка.
Словарь слов. Ода – торжественное песенное (лирическое) стихотворение, воспевающее славу, хвалу, величие, победу.
Ход занятия
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора
Стихи А. С. Пушкина, знакомые нам с детства… Но какой бы скучной ни была пора, я желаю всем доброго дня. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Так гласит народный месяцеслов. Сегодня 24 ноября. Соблюдая единый орфографический режим, записываем число, классная работа, тема занятия.
Память моя, память, что ты делаешь со мной? Сними с души тревогу, тупой гнет усталости и воскреси, слышишь, воскреси звуки, краски, запахи, вспышки очаровательного времени года – осени. Я беру сегодня в свою большую ладонь ваши руки, ваши пытливые глаза, живые души, чтобы пережить вместе с вами волнующие минуты полного слияния с родной землей, миром природы, а воспоминания, необходимые нам, пусть осыпятся осенним листом, потому как «быть с природой, видеть её, говорить с ней – счастье». Эти слова Л. Н. Толстого являются эпиграфом нашего урока.
Схема на доске
Осень
• лексическое
• перцевтивное (субъективное, через органы чувств)
• мифологическое
• индивидуально – авторское (ученическое)
• художественное
• символическое
• этимологическое
• ассоциативное
Сегодня мы рассмотрим слово «осень» во всем многообразии его значений, измеряя таким образом его речетворческую глубину и определяя речетворческую перспективу. Обратимся к тексту № 1.
II. Диагностика текста.
(учитель читает текст)
Текст №1
Берёзы и клёны лимонного цвета, а листья осинок румяные. Листик за листиком падает с деревьев. Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Ветерок подхватывает их с земли, и летят они к реке вместе с перелетными птицами. И вот уже под самыми облаками летят белые большие птицы и шлют привет родным местам. А ты стоишь на берегу и летишь душой вместе с ними. И так грустно бывает и хорошо. И шепчешь тихонько: «Летите, летите!»
(По М. Пришвину)
• о каком времени года говорится в тексте?
• что является доказательством, что это текст?
• повторение какого слова подчеркивает, что вся природа, все живое испытывают на себе влияние осени, все находится в движении, переменах?
• можно ли считать такое повторение слова оправданным?
• какое значение слова «осень» мы можем определить с помощью данного текста?
III. Работа со словарем.
Ученик.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля я нахожу словарную статью слова «осень». Время года меж летом и зимой. Три месяца, в кои солнце проходит знаки Весов, Скорпиона и Стрельца. Хочу познакомить вас с новыми словами, производными от слова «осень».
Осенины – проводы лета и встреча осени.
Осенчак – птица, пойманная в осенью, взрослою.
Осенчук – животное осеннего приплода.
Осенница – пасмурная, холодная, дождливая погода.
Выбрал я пословицы, где говорится об обилии этого времени года.
Цыплят по осени считают.
Осень – то матка: кисель да блины.
В осень и у вороны копна.
IV. Творчество учащихся.
Учитель.
Перцевтивное значение слова – значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово. Это значение, связанное с отражением вещей в сознание через органы чувств.
Предыдущие занятия мы посвящали именно этому. Поэтому предлагаю познакомиться с работами ребят.
Итак, цвет (Чувилина И. «Кленовый лист»).
Кленовый лист
Осень — прекрасная золотая пора, когда на душе становится тепло и уютно. Всё в природе как бы замирает, готовится к приятному сну. Именно в это время года происходит одно из прекраснейших явлений — листопад.
Какое множество листьев — «кавалеров» и «дам» кружится на осеннем балу. Одни в жёлтом наряде, другие в красном, третьи — светло-коричневом. И каждый прекрасен по-своему. Кленовый лист — один из гостей этого затянувшегося праздника. Багряные листики клёна со светлыми жилками и резными краями красиво ложатся на сырую землю. Вот он замер в паутинке, и кажется, что он повис в воздухе и демонстрирует своё величие. Как красив кленовый лист!

Запах (Пашенко Д. «Запахи осени»)
Запахи осени.
Чем пахнет осень? В это время у природы не так много запахов, как весной. Но тем не менее они есть.
Копали ли вы когда-нибудь картошку? Практически, все жители Европейской России ответят утвердительно. А пекли ли вы ее на углях? К сожалению, эта традиция уходит из России. А ведь так приятно, наработавшись за день, посидеть у костра, поговорить с друзьями и вдыхать этот запах... А сколько цветов расцветает осенью! Это и безвременник, и очитки, и астры - сентябрята. И все они пахнут по-своему. А если зайдёшь в осенний лес, как сильно там пахнет прелой, уже начавшей гнить листвой и сыростью. А когда с утречка морозец...
Что ни говори, хорошее это время года!
Звук (Рычкина Н. «Осенние мелодии»).
Мини-сочинение.
Осенние мелодии.
Осень — будто волшебная шкатулка, обладающая чудесными звуками. В ней много разных мелодий. Есть тихие и спокойные, тревожные и прощальные.
Чтобы вдоволь насладиться всей этой музыкой, нужно идти в лес. Идите с самого утра и слушайте каждый звук, каждый шорох. Не нужно петь или громко разговаривать. Вы же пришли слушать осень. Тихо ступая по маленьким извилистым дорожкам, вы услышите чудесные звуки, которые будут доноситься со всех сторон.
Где-то слева застучит дятел своим клювом. В небе, может быть, услышите тревожный крик улетающих птиц. Остановившись, если получится, увидите танец одного листика, падающего на землю к таким же, как и он. Но настоящий звук осени это тишина. Большинство осенних дней - тихие и спокойные.
Я думаю, что многие из нас относятся равнодушно ко всей этой мелодии осени. Они просто не умеют слушать осень. А ведь как хороша осенняя музыка!
А вот о характере этого времени мы не говорили. Составьте мини-текст, раскрыв характер осени.
Характер осени.
«Унылая пора! очей очарованье...»- знаменитые строки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». В моей душе осень запомнилась тихой, спокойной, сонной, но всё равно её красота и величие не меркнут. Это время года очаровывает нас своим пейзажем. В золотых и багряных, коричневых и жёлтых нарядах стоят богато убранные деревья. Легко кружась в воздухе, на землю мягко ложатся листья. Осень отличается своей простотой, когда вся природа тихо копошится, как будто боится не успеть приготовиться к зиме.
Учитель.
Индивидуально-авторское (ученическое) значение слова выявляется благодаря перцевтивному «Моя осень – так звучала тема ваших работ» (Бекетова М.).
Моя осень
Именно осенью я иду в лес, чтобы насладиться необыкновенной красотой этого времени года, любимого мною. Итак, я на опушке. Клёны оделись в багрянец. Они стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что прошёл сентябрь. Иногда тихонько роняют свои разные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов. Грущу и я, потому что недолго осталась любоваться ими.
А как нежно выглядят золотые берёзки среди зелёных сосен! Они опустили ветки и печалятся, что скоро придут холода. Похожи на огромных великанов, раскинув ветки, стоят желто—зелёные дубы. Именно такими запоминаются мне деревья осени.
Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются покинуть наши края. Счастливого пути, милые птицы. Неугомонные мелкие паучки с невероятной скоростью плетут паутины. И ты, не видя, срываешь их ловушки.
Так и заигрывает осень. Своей застенчивой улыбкой заглядывает ко мне в лицо. Может, хочет понравиться? «Осень, моя осень, ты хороша», - говорю я ей.

К этому значению мы еще вернемся.
V. Работа со словарем. Выразительное чтение.
Ученица.
Этимологическое значение слова определяют по словарю.
Этимологический словарь русского языка гласит: «Осень – общеславянское, имеющее соответствия в балтийских и германских языках». Не случайно, наверное, тема нашего занятия «Ода русской осени» русское слово всегда было под стать великому народу.
В нарядном представлении осень в зеленом кокошнике и таком же простеньком платьице роскошных пурпуровых и багряных одежд не примеривает – преберегает к карнавальному листопаду. Тогда, после первых холодных зорь, ее не узнать: вместо застенчивой скромницы предстанет пышная осень, только что пришедшая на русские просторы.
Русское бабье лето восходит к старине стародавней когда в такую пору женщины усаживались за супрядки – сучить пряжу и ткать. В Америке это время называют «индейское лето», то есть по красочности соперничает с живописными одеждами индейцев, во Франции – «лето святого Мартина», а у немцев это время слывет как «лето бабушек».
Вот и октябрь. Эти дни оглашены кликами отбывающих гусей, журавлей, лебедей.
Звучит музыка. Ученицы читают стихи.
Стихотворение «Журавли»
Стихотворение «Лебеди
Захолодало. Колючий утренник словно предупреждает, что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу. По-народному, ноябрь - зазимье. Если 25 ноября дождь или снег, по стародавним приметам, быть оттепели до Введенья, то есть 4 декабря. Через трое суток Гурьян. Уже коли на Гурьян снег, так лежать ему до половодья.
Как мне жаль людей,
про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас:
Кто не может с речушкой сдружиться
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поемном лугу вечерком...
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу –
То не знает народной души!
VI. Актуализация знаний.
Учитель.
Письменно передайте свои чувства о русской осени. Какая она для вас?

VII. Исследование учащихся.
Учитель.
Предлагаю для работы текст №2. (Чтение текста)
В осеннем лесу
Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, еще раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.
У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с темной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесенных ветром. У берега горбится старая верша, брошенная за ненадобностью. Это Поленов.
А на косогоре узнаю Левитана. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чем-то перешептываются сразу всеми своими листьями. Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. И путается в этом живом, колеблющемся кружеве и тоже трепещет синева осеннего неба.
Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. Из его глубин, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. Среди стволов колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.
У края леса дед останавливается, стаскивает треух и крестится. Обычай, дошедший из глубин веков, от языческого суеверия.
Я тоже медленно снимаю шапку, но не как язычник. Я вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения.
• О каком значении говорится в тексте?
• Что это за обычай? Почему крестится дед у края леса?
Ученик.
Потому что в лесу живет всякая нечистая сила: леший, полевой, водяной.
Леший – это лесной дух. Вот как его описывают в словаре: леший нем, но голосист. Волосы зачесаны налево. Кафтан запахивает направо. Бровей и ресниц нет. Он бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, в филина. Обходит путников и лесников, заставляет их плутать. Избавляются от него, надев одеждунаизнанку. На Ерофея (4 октября) лешие ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес в этот день не ходили, так как леший бесится.
VIII. Опыт учащихся.
Учитель.
Познакомившись с мифологическим значением осеннего леса, скажите, вы верите этому?
Доводилось ли вам испытывать подобное?
(Устные ответы)
IX. Наблюдения учащихся. Музыкальная пауза.
Ученица.
Каждому дереву – своя цена.
За версты услышишь, как цветет липа!
А июльское разнотравье… Незримая река медового аромата. От цвета черемухи буйство земных сил и соков. Но вот желтеют листья. Бросаются в глаза голые заросли шиповника. Но есть особое дерево. Мы не замечаем его весной, но чем ближе осень, тем оно заметнее. И когда совсем обеднеет земля и нечем будет порадовать глаз человека, вспыхнут яркие костры рябины, и люди сложат об этом дереве лучшие лирические песни. Рябина – символ осени.
(Звучат куплеты песен о рябине. Поют девочки без музыки)
Ученица.
Много символов осени, но я старался запомнить их. Однако я знал, что не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями.
Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова. Так писал Константин Паустовский. Осень – это символ творчества, новых сил, вдохновения. А теперь – «Проба моего пера». (Шатов Е., Бекетова М., Тимошенко О.)
Учащиеся читают свои стихи об осени.
X. Творческое воображение.
Учитель.
А теперь включите свое воображение. С чем ассоциируется у вас осень. Запишите. (Каждый говорит «по цепочке» слово).
Попробуйте теперь дать определение слова «осень». (Осень – это…).
XI. Исследование текста. Коллективный способ
обучения (КСО). Работы в четверках.
Учитель. Художественное (образное) значение мы проследим по тексту №3 (Чтение текста).
Листопад завершен. Раздетый лес потемнел, просматриваясь насквозь. Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами. Да ведь они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые же дубы отрясли жухлую ветошь, обнажив корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю. Того и гляди просыплется из низких всклоченных облаков снег.
Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно за ночь вывершится [насыплет снегу] по щиколотку, глубоко и прочно ложась на стылую землю. Или ждем ее ждем, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.
А пока предзимье - время свежих ветров и легких порош. Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.
(По А. Стрижеву)
Обратите внимание на различные средства образности, их эстетическую значимость. Запишите их.

Таблица 1
(см. в приложенном файле)


1. Эпитеты в тексте выразительные, то есть имеющие оценку, выражают отношение автора к тому, о чем пишет.
2. Исключительную выразительность придают тексту метафоры.
3. олицетворения одушевляют нашу героиню осень, которую природа никак не хочет отпускать (устар. основа).
4. Контекстуальные синонимы используются для более точного выражения мысли.
XII. Информация о домашнем задании. Итог урока.
Учитель.
Мы прошли сегодня с вами путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному. Результатом процесса речетворческого осмысления слова явятся ваши домашние творческие работы. Обратите внимание на лексическое значение слова «ода» (записать на доске). Тема ваших работ – это тема нашего занятия «Ода русской осени».
Совсем немного хочется сказать об убранстве нашей классной комнаты. Мы подготовили свою картинную галерею, созданную кистью наших же художников. Они созвучны всему, о чем было сказано. А вот натюрморт. Кажется, что особенного? А глаз радует. Маленький уголок большой осени. Есть чем порадовать нас ей, Королеве Обилия, Щедрости и Богатства.

Абрамцевская осень.
Левитанье…
Ни ветерка –
Кленовый лист в отвес...
В коряжинах река,
Недальний лес,
И нарастанье
Той тишины до ломоты в ушах,
Где даже шаг тяжел и неуместен…
Я первый раз
В до боли в русском месте
Учусь по-русски
Воздухом дышать.
Всякий раз я вижу эту осень,
Ели эти и стволы берез…
Почему смотреть не устаешь – одно и то же?..
О, какие тайны исцеления в себе скрывает русский лес!
Не исчезают в жизни чудеса, живет в душе невидимое царство.
Я пью, вдыхаю осени наряд, как самое целебное лекарство.

Учитесь видеть все, что вас окружает,
Исцеляйте себя общением с природой.
Оставим эту осень в своей памяти…


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: люсенька
Просмотров: 5672 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 1.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог