Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок-экскурсия по литературе в 5 классе "Осколок забытого чуда"

СКАЧАТЬ (3.48 Mb) 18.02.2014, 23:33
Кротова Татьяна Сергеевна
Учитель русского языка и литературы, МАОУ "Давыдовский лицей" д.Давыдово, Орехово-Зуевский район, МО
Урок-экскурсия
по народному календарю природы
в произведениях русской литературы «Осколок забытого чуда»




Автор разработки урока – Кротова Татьяна Сергеевна

Предмет: литература, урок внеклассного чтения.
Тема: «Осколок забытого чуда» (по народному календарю природы в произведениях русской литературы).
Продолжительность: 1-2 урока (45-90 минут).
Класс: пятый.
Технологии:
мультимедиа (презентация, звуковые файлы), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, игровые технологии, проектно-исследовательские, здоровьесберегающие технологии.

Конспект урока:
Цели урока:
обучающие:
познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в разных произведениях литературы;
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
развивать интерес к народному творчеству, разным жанрам русского фольклора;
развивающие:
совершенствовать навыки речевого высказывания;
развивать память, внимание, логику и интеллектуальные навыки и умения;
развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях общения;
воспитывающие:
воспитание уважения к истокам своего народа, интереса к фольклору, родной речи и литературе, побуждать к глубокому и внимательному чтению;
повышать уровень культуры речи.
Задачи:
• объяснить наиболее приметные дни народного календаря природы, изложить историю и суть православных христианских праздников, рассказать о происхождении праздничных обрядов и обычаев;
• донести простую истину: важно научиться уважать себя как наследников великой и прекрасной культуры, которая даёт нам образец отношения к природе, семье, роду, Родине, является мощным источником интеллектуального и духовного развития.

Тип урока: урок – экскурсия с использованием информационных технологий.
Ход урока:
1. Организационный момент. Объявление учителем темы урока:
«Народный календарь природы» (на экране слайд №1 презентации).
Звучит музыкальный фрагмент из «Времён года» П.И. Чайковского («Январь»).
Учитель читает эпиграф:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Этими прекрасными строками Ф.И. Тютчева мне хотелось бы начать сегодняшний урок.
Человек – дитя природы. Нашим предкам она казалась живой, таинственной. Люди стремились ее осмыслить, все природные явления рассматривали как проявление дружеских или враждебных сил. Основным светилом, которое управляло жизнью считалось Солнце. По народным представлениям оно утром рождалось, а вечером погружалось в море на отдых. Каждую осень солнце теряло свою силу, а зимой « умирало», чтобы весной возродиться вновь и обогреть землю. Понятно, что жизнь человека находилась в полной зависимости от положения этого светила, которое, совершая годовой круг, находилось поочередно в одном из периодов.
Идеи единства человека и природы как нельзя лучше отражены в культуре народного календаря, в котором мы найдем все: и наблюдения за погодой, и практические рекомендации на каждый день, и ритм радостных праздников (слайд №2).
2. Давайте совершим небольшую экскурсию в историю календаря. Приглашаю ребят - историков помочь нам в этом:
Историк 1: В России самый старинный рукописный календарь датирован 1670 г, который содержал некоторые астрологические сведения и приметы погоды. Первым печатным календарем следует считать «Святцы» 1709г. Первый лист дает сведения из астрономии, во втором же - помещены святцы, календарь и церковные справки (слайды №3, №4).
Учитель дополняет:
Обратите внимание на толкование слова «Святцы», данное в словаре Ушакова.
Историк продолжает:
В 1710г. В Москве вышел «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский». С 1728 г. календари и месяцесловы по велению Петра I начали издаваться Российской Академией наук на основе метеорологии- науки о погоде.
Историк 2: Самым уникальным трудом, вобравшим в себя богатый опыт народных наблюдений за природными явлениями, стала книга В.И.Даля «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» (1862), особенно её разделы «Месяцеслов», «Земледелие», «Времена года». Большой популярностью в начале XX века пользовался календарь А.Ермилова под названием «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках, приметах. Всенародный месяцеслов» (1902) (слайды №5, №6).
Учитель: Действительно, народный календарь природы - это календарь национального фольклора. Он основан на приметах, накопленных в результате многолетних наблюдений за окружающим миром. Народные приметы передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
(Далее ведётся словарная работа со словом «примета»).
К уроку вы готовили различные стихотворения, пословицы и поговорки, описывающие особенности того или иного времени года, а также народные приметы.
Приведите примеры стихов, в которых говорится о народных приметах.
(Дети читают стихи).
Молодцы! Действительно многие поэты и писатели ценили богатый народный опыт, рассказывая о нем в своих произведениях.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Это не случайно. Ведь крестьяне считали времена года ближайшими родственниками, и все части календаря – сезоны, месяцы, недели, дни, праздники – были поименованы. Посмотрите на форму календаря. Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение «круглый год». Названия месяцев отличаются от современных, в древнем календаре они связаны со сменой времен года, с народно - поэтическим их восприятием, а также с земледелием (слайд №7).
Давайте рассмотрим его подробнее. Историки, прошу вас мне в этом помочь.
А вы, ребята, записывайте название месяца в тетрадь. В конце урока я попрошу вас резюмировать материал и представить синквейн.
Историк 3: Январь - «Сечень» или «Просинец». Он наступал по старому календарю с 14 числа. Крестьяне рубили (секли) лес. Зимняя облачность постепенно рассеивалась, и на небе появлялись просини. По январской погоде судили о предстоящих весне и лете. Говорили: « Коли в январе март, бойся в марте января», «зима снежная – быть урожаю». В этом месяце отмечается очень красивый и веселый праздник – Рождество (слайд №8).
Учитель: Спасибо! На этом очень красивом празднике мне бы хотелось остановиться. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Как по этому эпизоду вы можете описать этот старинный Рождественский обряд? (слайд №9).
Окунитесь в ту атмосферу, прослушав музыкальный фрагмент колядки «Рождество Христово».
С рождественской ночи 25 декабря (7 января) и до Крещения 8 (19) января в честь Рождества Христова на Руси проходили 12-дневные празднества и торжества, которые назывались Святками, или Святыми вечерами, и которые были наполнены радостью и весельем. Святочные гадания совершались во все дни святок, но наиболее важными считались на Крещение. Девушки собирались отдельно от юношей, чтобы погадать о будущем. Что их ждет? Богатство или нищета, замужество или одиночество; если выйдут замуж, то какое житьё - бытиё их ожидает? Этот старинный обряд описал В.А. Жуковский в своей балладе «Светлана» (слайд №10).
- Расскажите, как гадали девушки? А, может быть, некоторые виды гаданий вам известны? Гадание можно продемонстрировать.
Учитель: Сейчас на дворе февраль. Назывался он «Снеженем» или «Бокогреем». Хотелось бы узнать об этом месяце (слайд №11).
Историк 4: В феврале еще много метелей и морозов. Дни яркие, солнечные, но холодные. Заметно прибавляется день, в народе говорили на «лошадиный шаг». Величали его в народе как «Снежень» или «Бокогрей».
Свежеют с каждым днём и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль,-
Сдаётся наконец сырым ветрам февраль
И потемнел в лощинах снег наносный.
И.А.Бунин
Знаменательным праздником было Сретение (15 февраля). Поворотило Солнце на лето, а зима на мороз. В этот день зима с вес¬ной встречается. Говорили: «На Сретение снежок — весной дожжок». Если в этот день метель — к неурожаю, а если капель — к урожаю пшеницы. Перед Великим постом целую неделю честная, веселая и широкая Масленица (слайд №12).
Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент и составьте по впечатлениям, пользуясь своими знаниями, небольшое эссе о Масленице.
(Звучит «Февраль» П.И.Чайковского).
(Послушать несколько работ)
Март назывался «Капельником» или «Грачевником». Думаю, что вы легко сможете пояснить эти названия (слайд №13).
- Каковы ваши предположения?
(Ответы ребят).
Хотя по календарю весна наступает с первого марта, народ издавна считал, что ее приносят на крыльях грачи: «Грач на горе- весна на дворе», - говорили в народе.
Рассмотрим замечательную картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели». На картине происходит чудо - рождение весны. Посмотрите, как тщательно художник прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, с какой любовью показал, на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве. Все это очень правдиво и не может оставить равнодушным никого.
- Что вы ощущаете, глядя на картину?
(легкий ветерок, запах талой земли, свежесть весеннего воздуха)
- Какие звуки слышите?
(птичьи крики, журчанье воды, стекающей в пруд).
Группа ребят работала над творческим представлением картины. Посмотрим и послушаем, что у них получилось.
Выступление творческой группы: на экране картина, звучат крики птиц, шум берёзовых крон, журчанье воды; ребята зачитывают стихотворные и прозаические отрывки по теме:
Песней мартовской, радуясь свету
Ручейки разбежались в снегах
И под звон, и под птичьи куплеты
Льётся свет, но прозрачны лучи
Еле "теплится" наст…. Бездорожье
Только - чудо: вернулись грачи.

Уваркина Ольга
ГРАЧИ
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.
Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.
Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.
А. Жемчужников

Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели».
Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер…
Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но и любовь, и верность грачей своей Родине.
Учитель: Когда-то все на Руси начиналось с весны. Наступает ожидаемое обновление природы. Человек должен в это время совершить свою вечно повторяющуюся миссию по отношению к природе, к самому себе: если вспахал, то надо сеять, а коль посеяно ,то и взойдет, а что взойдет, то и вырастет. В еще один народный праздник весны «Кулики» люди звали весну с помощью заклинаний:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела.
Дети тоже принимали участие в кликанье весны. Хотите попробовать?
Женщины пекли фигурки жаворонков, а дети подбрасывали их с гор и приговаривали:
Жавороночки!
Летите в поле
Несите здоровье:
Первое коровье,
Второе овечье,
Третье человечье!
Учитель раздаёт заранее приготовленные бумажные или выпеченные жаворонки, тексты со словами. Даётся немного времени для их запоминания. Дети произносят слова и подбрасывают жаворонков в центр класса.
- Какие пословицы подобрали про этот месяц?
(Февраль силён метелью, а март — капелью. Мартовский снег стоит половину удобрения).
Учитель: А теперь узнайте месяц последующим строкам:
И реками становятся дорогие,
Озера превращаются в моря.
И ломится вода через пороги
Семейные срывая якоря
(Н. Рубцов)
Апрель — «Снегогон», месяц контрастов: капель сменяется заморозками, дожди — редкими снегопадами. В лесу ещё лежит снег, а деревья наполнены соком. Большая вода гонит лёд (слайд №14).
Историк 5: Май - «Травень» или «Розоцвет». Обновляется вся природа. На смену подснежникам появляются одуванчики и лютики, позднее — фиалки и ландыши. В лесу и на лугу природа ткёт красочный ковёр из самых разнообразных цветов. Начинается массовый прилёт певчих птиц. Деревья покрываются листвой, приходит пора цветения вишни, а позже — яблони, сливы. Когда в середине мая цветёт черёмуха, наступают черёмуховые холода (слайд №15).
Учитель: Почитайте стихи об этом красивом месяце.
(Напечатанные тексты раздаются детям).
- Какие художественные средства используют авторы при его описании?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И.Тютчев
Кружится жаворонок звонкий,
Лазурный тихий небосклон.
И воздух чистый, воздух тонкий
Благоуханьем напоён.
К.Ф.Рылеев
3. Рефлексивная пауза. Заключение.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели только два периода народного календаря: зиму и весну.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Какие синквейны у вас получились?
В наши дни, в условиях потепления климата, народный календарь не всегда совпадает с прогнозами метеорологов, которые научились с помощью современной техники рассеивать туманы, вести борьбу с грозами. И все же народное погодоведение остается до сих пор не только источником знаний, но и бесценной копилкой мудрости и опыта народа.
Завершая урок, хочется прочесть слова замечательного фольклориста Валерия Миронова: (слайд № 16).
Пусть же это чудо не забывается. Ведь в знаниях своих истоков рождается личность, любовь к ближнему, к Родине. Наше исследование народного календаря природы на этом не закончено. В произведениях, которые нам предстоит изучить, мы будем к нему возвращаться. Ведь это так интересно и увлекательно!
Весь наш урок сопровождала музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Русская природа побуждала писать прекрасные произведения. Его альбом содержит музыку всех 12 месяцев.
4.Домашнее задание
Найти старинные названия летних и осенних месяцев, разбиться на группы, написать и оформить сочинения творческого характера на темы:
Лето.
• Разговор поспевающих колосьев
• Приключения солнечного луча
Осень
• Краски художника-осени
• Разговор падающих листьев

Заключение.
В ходе уроков, посвящённых народному календарю выявлена его функциональность в художественных текстах: в одних случаях фольклорные реминисценции дают толчок для развития сюжета, создают комическую ситуацию, в других - помогают создать народно - поэтические образы, показывают взаимообусловленность состояния природы и психологического мира человека.
Подобные уроки (с применением современных образовательных технологий) побуждают обучающихся к чтению текстов замечательных мастеров слова, как благодарных ценителей звена национальной культуры – народного календаря, к творческой активности учащихся, к самостоятельным ученическим исследованиям, проектной деятельности.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: KrotovaTanya
Просмотров: 2413 | Загрузок: 110 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог