Сегодня: 08.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе в 11 классе "Эпоха и её "новый герой" в изображении М. Булгакова в повести "Собачье сердце"

СКАЧАТЬ (40.0 Kb) 08.09.2012, 17:32
Абраменко Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 24
Уроки литературы в 11-м классе.

Эпоха и её «новый герой» в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце».

2 УРОКА.

Предварительная подготовка к уроку:
1). Прочитать повесть «Собачье сердце».
2). Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения.
3). Индивидуальные задания 4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе).

Цели:
1). Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести.
2). Воспитывать интерес к русской лит-ре XX века, к творчеству М. А. Булгакова.

Оборудование:
Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со статьями о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Вид урока: урок-беседа с использованием цифровых информационных технологий.

Оформление доски:
Портрет, статьи, иллюстрации, записи.
1925-1987
Социальная сатира
Революция или эволюция?
«Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»
Академик И.Павлов.

«Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!»
Революционный плакат эпохи.

«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…»
М.Булгаков, «Записки на манжетах».

Ход урока.

1. Работа над новым материалом.
1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты творчества М.Булгакова. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев). Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987).
2). Выходит ученик-докладчик.

3). Беседа.
- Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему?

(Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны.
Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.)

- В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?
- Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам.

Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова, Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др.

(Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента».
Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. мира».
О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.
Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.»
Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»
О курьёзном историческим опыте писал Г. Уэллс.
М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.»
А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. опытов».
М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».
Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…в большевизм влилось всё жуткое…»)

Учитель: «Повесть «Собачье Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне литературы о революции».

2.Повторение, анализ текста повести:

- В повести – быт послереволюционной эпохи .
Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.
Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности.
После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.

- Отрывок из фильма «Собачье сердце».

- Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни?
Сравните Шарикова с Шариком.
- Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Отрывок из фильма.

- Кто противостоит Шарикову и «товарищам»?
Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания.

- Расскажите о докторе Борментале.

- К какому выводу приходит профессор?

- Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов?

- Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

- Понятие шариковщины.
Чем страшны Шариковы?

- Назовите «крылатые» фразы из повести.

3. Подведение итогов. Выводы. Слово учителя.

Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.
Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.
Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.
Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества.
В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее соц. равенства и « всеобщей справедливости».
Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение!

4. Домашнее задание:
Творческая работа - размышление на тему: «Чем страшны Шариковы?» Письменно.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: milacat
Просмотров: 4276 | Загрузок: 428 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог