Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы в 6 классе «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма»

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 25.03.2014, 21:30
Головчанская Ольга Николаевна
учитель, Писаревская средняя школа

Тема: «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
Цель урока: Воспитание нравственных качеств сострадания и понимания к родным и близким людям.
Задачи урока:

1.Способствовать развитию у учащихся, посредством анализа литературного произведения, нравственных понятий: отзывчивости, благодарности, внимания, любви, милосердия.
2. Воспитывать интерес к произведениям советских писателей, поднимающих нравственные проблемы : А. Алексина, В. Распутина, В. Астафьева, К. Паустовского.
Оборудование: Книги К.Паустовского, иллюстрация Крамского « Неизвестная», рассказ «Телеграмма».
Ход урока
I Оргмомент. Приветствие. Сообщение о теме и цели урока.
II Учебная ситуация №1
- Вы познакомились с необычным рассказом К.Паустовского «Телеграмма», скажите, почему автор выбрал именно жанр рассказа, а не очерка или повести?
[Не очерк, потому что здесь нет описания жизни одного героя, а скорее взаимосвязь судеб Насти и Катерины Петровны. Не повесть, потому что героев не очень много и объем произведения небольшой]

Учебная ситуация №2 Вспомните первые строки рассказа. О чем они?
[ Это описание осеннего дня]
- Какие чувства вызвал этот пейзаж у вас, молодых и энергичных людей? (тусклые краски создают ощущение скуки, однообразия, монотонности, серости осеннего дня).
- А что могла чувствовать Катерина Петровна в этот осенний день? Как автор показывает состояние Катерины Петровны?
- По каким признакам мы это можем определить? [Автор описывает комнату Катерины Петровны -«горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар…»
Все сумрачно, все мрачно, скучно, нет никакого разнообразия, старые вещи как символы прошлого.]

Учебная ситуация №3
- Что можно сказать прошлом Катерины Петровны ?
[Катерина Петровна из интеллигентной семьи, поэтому её жизнь была наполнена яркими впечатлениями. Жизнь полная новых знакомств и событий.]

- Автор указывает в рассказе на одну маленькую деталь: «Катерина Петровна все время что-то перебирала в ридикюле». Что она могла там перебирать? И почему она это делала?(возможно, это какие-то письма, ценные фотографии, записки. Она как будто хочет что-то найти важное)
-Зачем Катерина Петровна отдавала Манюшке старые вещи? Только ли за её заботу? [Скорее всего, Катерина Петровна боялась, что они пропадут, просто будут выброшены. Это были ее красивые старые вещи, но никому не нужные как и она сама. Они отслужили свой век и состарились вместе с хозяйкой. Ей хотелось сделать кому –то доброе и приятное. ]
Учебная ситуация №4
- «Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал…» можем ли мы сказать, что эти строки мысли Катерины Петровны, а не автора?
- Почему для нее время тянется очень медленно? Когда это особенно остро чувствуешь? (когда ждешь).
- Кого ждала Катерина Петровна? Почему она перебирала деньги, которые присылала ей Настя? Отчего ей показалось, что кто-то стучит и зовет её?
Учебная ситуация №5
- Какое впечатление производит Настя на коллег? Почему её иногда называют Сольвейг? (Для коллег Настя энергичная, беспокойная, заботливая и решительная девушка. Все знают, что она каждый месяц посылает матери деньги. Она красивая, жизнерадостная. Всем приятно на неё смотреть.)
- Чем отличаются описания осеннего пейзажа в глухом Заборье и шумном Ленинграде? ( В Заборье жизнь как будто замирает, а в шумном Ленинграде жизнь кипит, и Настя не замечает, как летит время )
- Почему Настя не сразу прочла письмо от матери? Смогла ли она уловить самое главное в этом письме? Почему она не поняла сути письма Катерины Петровны? ( Ей было важнее то, чем она занималась сама).
- Почему Насте неприятен взгляд Гоголя? ( Бюст Гоголя настолько был мастерски сделан, что казалось- он видит самое сокровенное. Взгляд, который уловила Настя –это взгляд совести. Поэтому у неё «начиналось глухое беспокойство»)
Учебная ситуация №6
- Настя помогает Тимофееву – Тихон и Манюшка помогают Катерине Петровне. В чем разница этой помощи. (Настя помогает Тимофееву, потому что это её работа, а Тихон и Манюшка из чувства сострадания к Катерине Петровне.)
- Так чья помощь важнее? ( Тихон и Манюшка занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна была занимать Настя. Они пытаются скрасить её одиночество. )
- Говорит ли автор о болезни Катерины Петровны? Отчего тогда она умирает? (Тоска, печаль, одиночество, пустота, ненужность для близких родных – вот что становится причиной смерти Катерины Петровны)
- Зачем Паустовский вводит в сцену похорон Катерины Петровны образ молодой учительницы? (Прозрение Насти наступило слишком поздно, но автору все же хочется, чтобы в последний путь Катерину Петровну проводила такая же молодая, как её дочь, девушка)
- Почему Настя уезжает из Заборья крадучись?
Рефлексия: Почему рассказ назван «Телеграмма»? Какая бы телеграмма могла спасти Катерину Петровну?
Какой нравственный урок преподает нам писатель? Что объединяет 3 произведения, написанных в разное время: «Притча о блудном сыне», «Станционный смотритель» и «Телеграмма»? Современны ли эти сюжеты?

Д/З 1)Напишите письмо своим близким. 2) Сравнение 3 героев: а) Настя - Дуня - блудный сын
б) Самсон Вырин- Катерина Петровна – отец блудного сына



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Головчанская
Просмотров: 2189 | Загрузок: 125 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог