Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


План-конспект урока-обобщения после изучения раздела «Причастие» в 7 классе

СКАЧАТЬ (49.8 Kb) 24.02.2014, 23:00
Торговцева Светлана Александровна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кошки-Куликеевская СОШ" Яльчикского района Чувашской Республики
Урок-обобщения после изучения раздела «Причастие» в 7 классе
Тема: «Проблема нравственного воспитания на уроках русского языка»
Подпроблема: «Воспитание в подрастающем поколении чувств долга и обязательности».

Дополнительная литература.
1. В.А. Осеева. «Сыновья».
2. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М. «Русский язык», 1997.

Нам кажется, что мы всегда поступаем правильно. А так ли это на самом деле? Всегда ли мы задумываемся, как отразятся наши слова и поступки на судьбах окружающих нас людей? А должны бы. Мы живем в обществе, и каждый наш шаг на ком–нибудь другом и отражается. Прежде всего на наших родных. Какими нравственными принципами мы должны руководствоваться в жизни? Можем ли мы назвать себя хорошим сыном или дочерью? На эти и другие вопросы помогает нам ответить В.А.Осеева своим рассказом «Сыновья».

Основные проблемные вопросы по теме
1. Что есть для человека мама? За что её так ценят?
2. Чем является для матери ребёнок?
3. Какой ребёнок (сын, дочь) может считаться достойным? Какими нравственными принципами должен руководствоваться в жизни каждый, чтобы оправдать надежды матери?
4. Как отвечает на поставленные вопросы В. Осеева?
5. Каким сыном (дочерью) считаешь ты себя?
Метод урока: 1) аналитическая беседа;
2) аналитическое выразительное чтение;
3) выполнение тестовых заданий;
4) подготовка к сочинению-рассуждению.
Вид урока: урок комплексного анализа текста
Цели:
Общие: 1) побудить учащихся к размышлению, каким сыном (дочерью) он является для своей матери;
2) ответить на проблемные вопросы;
3) научить задумываться и оценивать каждое свое слово, каждый свой шаг;
4) обогатить словарь учащихся понятиями:
а) нравственность;
б) долг;
в) общечеловеческие ценности;
г) христианские ценнсти;
д) обязательность.
Частные: 1) научить учащихся публично выступать перед слушателями, защищая свою точку зрения на тот или иной вопрос;
2) способствовать развитию навыков учащихся комплексного анализа текста;
3) способствовать выработке навыков осмысленного чтения учащимися;
4) способствовать выработке навыков выполнения тестовых заданий;
5) способствовать развитию творческих умений учащихся (сочинение-рассуждение, кластеры).
6) повторить теоретический материал, пройденный в 5-6 классах;
7) обогатить словарный запас учщихся новыми словами и сочетаниями;
8) через ключевые мысли текста, через устное народное творчество (пословицы) подвести учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Оборудование.

1. Текст В.А. Осеевой «Сыновья».
2. Выставка книг В.А. Осеевой.
3. Словарь понятий нравственность, долг, обязательность, общечеловеческие ценности, христианские ценности.
4. Кластеры.
5. Индивидуальная карта деятельности учащегося.
6. Тестовые задания.
7. Мультимедийный проекор.

Словарь понятий.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе; выполнение этих правил.
Долг – то же, что и обязанность; круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Обязательность – 1.безусловный для выполнения;
2. имеющий высокоразвитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.
Общечеловеческие ценности – свойственные всему прогрессивному человечеству.
Христианские ценности – основанные на заповедях Иисуса Христа. /Возлюби ближнего своего/.

Эпиграф к уроку.
Коль рано матери седеют-
Не только возраст виноват.
С.Викулов

Структура урока.
1 фаза. Вызов интереса к теме.
2 фаза. Осмысление текста. Актуализация значений.
3 фаза. Размышление над текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму. Выполнение тестовых заданий по тексту.
4 фаза. Размышление над текстом с выходом на творчество. Творческая мастерская.
5 фаза. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

I фаза. Вызов интереса к теме.
Учитель: Тема нашего урока звучит так: «Проблема нравственного воспитания на уроках русского языка». Ещё к данной проблеме мне хочется в качестве уточнения назвать и подпроблему: «Воспитание в подрастающем поколении чувств долга и обязательности».
Нам предстоит урок комплексного анализа текста, на котором мы повторим и закрепим знания, полученные на уроках русского языка в течение года, и, опираясь на текст В.А. Осеевой и исходя от него, постараемся ответить на следующие вопросы:
- Что есть для человека мама? За что её так ценят?
-Чем является для матери ребёнок?
-Какой ребёнок (сын, дочь) может считаться достойным?
-Какими нравственными принципами должен руководствоваться в жизни каждый, чтобы оправдать надежды матери?
-Как отвечает на поставленные вопросы В. Осеева?
-Каким сыном (дочерью) считаешь ты себя?
Запишите в своих картах деятельности, какие цели вы ставите сегодня перед собой.
Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта С.Викулова: Коль рано матери седеют-
Не только возраст виноват.
Кто мне скажет, о ком пойдёт на уроке речь. Только ли о матери? (Ученики отвечают) Правильно, речь пойдёт о матери и о её детях. В ходе обсуждения мы будем опираться на такие понятия, как нравственность, долг,обязательность, общечеловеческие ценности, христианские ценности. Посмотрим, что же означают эти понятия.
Ученик зачитывает со слайда словарь понятий.
II фаза. Осмысление текста. Актуализация значений.
Учитель: А сейчас перейдём к тексту.
Ученик выразительно читает рассказ В.А.Осеевой «Сыновья».
Учитель: Перед нами 3 мамы, какие они все? Дайте им общую характеристику.
Ученики называют прилагательные: трудолюбивые, любящие, добрые,
Учитель: Как вы думаете, о какой из матерей мы будем говорить? Почему? Чем она отличается от своих собеседниц?
Ученик: Третья мать не хвастает своим сыном, потому что скромная.
Учитель: Да, мать не хвастает своим сыном, и это можно объяснить её скромностью. Но мне кажется, что в этом молчании заключается ещё и природный ум женщины: она понимает, что хвастать нужно другим, не умением петь и ходить колесом, а умением быть сыном. Попробуем составить кластер о матери.
Ученики называют прилагательные: трудолюбивая, любящая, добрая,.. Один записывает на доске кластер.
Учитель : А сейчас сравните с моим кластером, всё ли совпадает.


Учитель: Мы составили кластеры – это наше мнение о матери. На дом было задано подобрать пословицы о ней, узнать, как и что гласит о маме народная мудрость.
Ученики по очереди называют свои пословицы.
Птица радуется весне, а младенец матери.
У кого есть матка, у того голова гладка.
Слепой щенок и тот к матери ползёт.
Мать праведна – ограда каменна.
Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
У отца – матери за пазушкою.
Матерни (отцовы) побои не болят.
Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьёт.
Своя матка и бьёт, да не пробьёт, а чужая гладя прогладит.
Мать и бьёт, так гладит, а чужая гладит, так бьёт.
Мать и высоко подымет, да не больно опустит рук
Учитель: Молодцы, ребята, много половиц о маме подобрали. А какая из них подходит к сегодняшнему нашему тексту?
Ученик: Птица радуется весне, а младенец матери. Слепой щенок и тот к матери ползёт. Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.
Учитель: Работаем в картах деятельности, записываем шаги постижения текста.
Ученик зачитывает свои записи, другие дополняют.

III фаза. Размышление над текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму. Выполнение тестовых заданий по тексту.
Учитель: Вернёмся к тексту. Я приготовила тестовые задания по нему, подобные мы не раз выполняли. Желающие к доске.
Ученики по очереди выходят к компьютеру и выполняют тестовые задания.
Тесты по русскому языку 7 класс
1. Озаглавь текст.

сыновья;

три женщины;

умный старик;

смена

2. Какая мысль в этом тексте основная?

рассказывается о двух женщинах;

передается разговор двух женщин;

говорится о том, каким должен быть сын;

говорится о старике

3. Определи стиль и тип речи текста:

публицистический стиль, повествование;


разговорный стиль, рассуждение;

художественный стиль,повествование с элементами рассуждения;

художественный стиль, рассуждение.

4. Найди причастный оборот в тексте, укажи номер предложения:

2;

10;

13;

5

5. Какая характеристика соответствует выделенному 10 предложению?

повествовательное, невосклицательное, простое, нераспостраненное;

повествовательное, невосклицательное, сложное;

повествовательное, невосклицательное, простое, распостраненное;

повествовательное, невосклицательное, простое, распостраненное, осложено однородными членами;

6. какое сочетание слов служит грамматической основной в предложении 4?

три мальчика;

мальчика выбегают;

три мальчика выбегают;

вдруг выбегают

7. Укажи средства связи между предложениями 5-6

союз;

повтор слов;

синонимы;

антонимы

8. Какое из указанных слов образовано путём перехода в другую часть речи?

надежда(20);

будущее(20);

тяжёлые(14);

штурвал(22).

9. Что означает в тексте выражение "я только одного сына вижу" (предложение 18)

один родной, другие чужие;

старик успел заметить только одного сына;

один хороший сын, другие плохие;

один сын, другие дочери

10. В последнем абзаце найди однородные сказуемые. Сколько рядов однородных членов?

2;

3;

4;

6

11. Из первого абзаца выпиши личное местоимение

две;

вот;

к ним;

другой

12. В каком значении употреблено многозначное слово "смена"? (предложение 23)

промежуток времени, по истечении которого сменяются рабочие;

группа людей, работающая в такой промежуток;

тот, кто приходит, заменяя собой кого-нибудь;

часовой на смене

13. Выпиши из предложений 14-15 слово с непроизносимой согласной

женщина;

кувыкается;

говорит;

навстречу.

14. Выпиши из предложения 4 слово, в котором все согласные звуки - звонкие

другой;

говорит;

женщина;

вот

15. Все глаголы в тексте (кроме последнего абзаца) употреблены:

в изъявительном наклонении и настоящем времени;

в условном наклонении и прошедшем времени;

в изъявительном наклонении и прошедшем времени;

в повелительном наклонении и настоящем времени

16. Из предложения 12 выпиши слово, образованное приставочно- суффиксальным способом

выбегают;

навстречу;

вдруг;

мальчика

17. Назови правило правописания сочетания "не скажешь"(предложение 8)

НЕ с причастиями пишется слитно, если нет приставки и зависимого слова;

НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть приставки и зависимого слова;

НЕ с глаголами пишется всегда слитно;

НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

18. Назови правильную грамматическую характеристику причастия(предложение 10)

полное страдательное причастие прошедшего времени;

краткое страдательное причастие прошедшего времени;

полное действительное причастие настоящего времени;

краткое страдательное причастие настоящего времени.

4 фаза. Размышление над текстом с выходом на творчество. Творческая мастерская.
Учитель: Вернёмся к тексту, к его смыслу. О матери мы уже говорили, но текст не только и не столько о ней: текст о сыне. Давайте составим кластер «сын».
Ученики называют прилагательные: трудолюбивый, любящий, добрый,.. Один записывает на доске кластер.
Учитель : А сейчас сравните с моим кластером, всё ли совпадает.



Учитель : Значит, каким должен быть, по мнению В.А.Осеевой, каждый любящий сын? Обернитесь на себя и ответьте самому себе: вы отвечаете этим требованиям? Всегда вы такие хорошие дети? Оформляем таблицу в карте деятельности.
Ученик зачитывает свои ответы.

5 фаза. Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель : Молодцы. Все поняли смысл текста. Вернёмся к началу урока - к эпиграфу:
Коль рано матери седеют-
Не только возраст виноват.
С.Викулов

Почему я взяла именно эти строчки? Как вы их понимаете?
Ученик: Если мы будем заботливыми и чуткими детьми, то наши мамы будут счастливы и надолго сохранят свою молодость: ведь чаще седеют от горя, чем от старости.
Учитель : Правильно, счастье родителей зависит от детей. Дома подытожьте всё сказанное на уроке и напишите сочинение-рассуждение «Каким должен быть настоящий сын?». Вступление можно начать пословицей. Какой? (Птица радуется весне, а младенец матери. Слепой щенок и тот к матери ползёт.) Подбираем быстренько аргументы. Кто ещё поднятую В.А.Осеевой проблему решает как она?
Ученики называют Горскую легенду.
Учитель : А какое произведение из родной литературы можете назвать на эту тему? Я могу вам подсказать рассказы чувашских писателей Антипа Николаева «Бабушка Юрика» и Л.Сарине «Кукамай», татарского писателя …Мне самой очень нравится рассказ Скворцова «Ултăк»(Лесной голубь), но его вы будете изучать только в 7 классе.
А сейчас заканчиваем работу в картах деятельности и сдаём их на проверку. Оценки за урок выставлю после проверки.

(1) Две женщины брали воду из колодца. (2) Подошла к ним третья. (3) И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.(4) Вот говорит одна женщина другой:
(5) – Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.
(6) – А мой поёт как соловей,- говорит другая.
(7) А третья молчит.
(8) – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивает её соседка.
(9) – Ничего в нём особенного нет, – отвечает им женщина.
(10) Взяли женщины наполненные водой вёдра и пошли. (11) А старичок за ними. (12) Вдруг навстречу три мальчика выбегают.(13) Один через голову кувыркается, колесом ходит. (14) Другой песню поёт, соловьём заливается.(15) А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и понёс их.
(16) Спрашивают женщины старичка:
(17) – Ну что? Каковы наши сыновья?
(18) – А где же они? (19) Я только одного сына вижу! – ответил старик помолчал и сказал: - (20) Наши дети – наша надежда, наше будущее. (21) Они вырастут, станут помощниками взрослых. (22) Сегодня сын помог матери воды принести, завтра поможет отцу дрова расколоть, а потом вместо отца сядет за штурвал комбайна. (23) Глядишь – вот и смена выросла. (По В.А. Осеевой.)

Валентина Александровна Осеева (1902 – 1969), закончив гимназию, стала, как и мать её, педагогом, семнадцать лет проработала с беспризорными детьми. Писательница очень хорошо знала жизнь детей, любила их, писала для них и о них. В конце тридцатых – в начале сороковых годов её рассказы печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». Всем известны её сборник рассказов «Волшебное слово»(1644), книга «Васек Трубачёв и его товарищи», повесть «Динка»(1959). Разговаривая с ребятами на темы морали, она следует традициям Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: torgswet
Просмотров: 2786 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог