ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат» Учитель русского языка: Волгушева О. М.
УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».
ЦЕЛЬ. 1.Закрепление понятия о местоимении. 2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..
ЗАДАЧИ.
1.Коррекционно–образовательные. - Формировать представление о местоимении как части речи.. - Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи. - Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений - Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи. - Учить соотносить местоимения с именами существительными
2. Коррекционно-развивающие. - Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую). - Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений. - Развивать память, наблюдательность, внимание. - Обогащать словарный запас учащихся. - Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные. - Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету. - Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
2. Проверка домашнего задания.
- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.
3. Формулирование темы и целей урока.
-Какую часть речи мы изучаем? -Что обозначает местоимение? -Дайте полное определение этой части речи. -Для чего люди используют местоимения в речи? -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?
-А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки? - Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов) 4. Работа по теме урока. 1-й остров
-Прочитайте название острова. («МЕС») -Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.
Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар – птицей, А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущённый. Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…
– Кто такие оно, он, она? – Какой частью речи являются эти слова? – Что такое местоимение? – Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.
– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? – Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше. – Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?
2-й остров "ТО”.
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.
Задание острова:
– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове МЫ сто тысяч Я.
– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару. – О чём это стихотворение? – Ваша задача: найти местоимения, определить лицо. Сколько местоимений вы нашли?
Итак, подведем итог.
Работа по учебнику в тетрадях.
Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).
Индивидуальники работают по карточкам.
Физминутка для рук «Солнышко» . – Молодцы! Мы покидаем и этот остров. – Какой остров у нас по курсу?
3-й остров "И”.
– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров. – В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать. – Игра называется "УСЛЫШЬ МЕНЯ” – Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.
Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.
Проверка – У кого сколько жетонов? (5 штук) – О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?
Физкультминутка для глаз.
4-й остров "МЕ”.
Задание игрового характера «Читая Пушкина» Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)
В результате на доске появляется запись: он она ты мы Кораблик Царь Лебедь Царица Волна Царевич Корабельщики
- Из какой сказки эти строчки? – Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.
5-й остров "НИЕ”.
Загадки.
– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова – Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.) – Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.) -Проверим правильность ответов.
–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.
Тест "Проверяю себя"
-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)
4. Домашнее задание.
Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)
5. Выставление оценок.
- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5». - Молодцы… Они получают «4». - Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3». Итог. – Вот и подошло к концу наше морское путешествие. – Понравилось ли вам? – Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять? – Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?
- Спасибо за урок!
Список использованной литературы.
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970. 2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992. 3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002. 4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978. 5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983. 6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978. 7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009. 8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007. 9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011. 10. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009. 11. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.; 12. Н. М. Барская. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1992. 13. М. А. Поваляев. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс,2006. 14. В. П. Свириденков . Сборник упражнений по русскому языку для 5-8 классов вспомогательной школы.- М.: Просвещение,1969. 15. А.П.Федченко , Л.Ю. Долгих . Учимся рассуждать. Справочный материал по русскому языку для специальной(коррекционной) школы: Методическое пособие.- Иркутск, 2002. 16. М. П. Филипченко. «Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы».Волгоград «Учитель» 2007.
|