Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку 5 класс "Подлежащее и способы его выражения"

СКАЧАТЬ (156.5 Kb) 08.10.2013, 22:10
Есенжолова ЭльвираСериковна
учитель русского языка и литературы, МОАУ "СОШ №54 г. орска"
Подлежащее. Способы его выражения.
Учитель: Есенжолова Э.С. учитель русского языка и литературы. МОАУ «СОШ №54 г. Орска»



Цель:
•Формировать понятие о грамматической основе предложения.
•Познакомить со способами выражения подлежащего и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.
•Формировать умение находить подлежащее в предложении.

Ход урока
1. Повторение пройденного.
Опрос.
-Что изучает синтаксис, пунктуация?
-Чем отличаются предложение от словосочетания?
На доске написаны три одинаковых предложения. К нам сказка пришла К нам сказка пришла К нам сказ¬ка пришла
• Какие знаки можно поставить на конце этих одинаковых предложений? От чего зависит их выбор (От цели высказывания и эмоциональной окраски.) Порассуждайте и поставьте нужный знак в конце предложений.
• А какое в этих предложениях слово является главным, ключевым? Каким членом предложения является? (Сказка — подлежащее.)
Объявление темы урока: Итак, тема нашего урока – Подлежащее. (Запишем тему урока в тетрадь)(1 слайд)
2. Работа по теме урока.
1.Давайте вспомним, сто вы знаете о подлежащем
• Что называется подлежащим? Как найти подлежащее в предложении? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражено.
• С каким членом предложения подлежащее составляет грамматическую основу или смысловой центр? (2 слайд)
2. Выборочный диктант.
Подчеркнуть подлежащие и сказуемые из предложения сказки Ганса Христиана Андерсена «Голый король».

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ(По мотивам сказки Г. X. Андерсена)
Предложение Способы выражения подлежащего
1. Жил-был король. 1.Сущ. в им. п.
2. Он очень любил жаться.
2. Личн. мест. в им. п.
3. Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.
Подлежащее может быть выражено группой слов и устойчивым сочетанием, если мы их разделим , то нам не будет понятен смысл предложения.
3.Сочетание «числ. + сущ. в род. п.»;
устойчивое сочетание «прил. + сущ.в им.п.»
4.Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. 4. Подлежащего нет.
5.Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. 6. Министры по просьбе короля следили за работой. 5.6. Сущ. в им.п.
7. Один посмотрел — ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!» 7.Числ.в значении сущ.;
мест. в им.п.
8.Хитрые сановники вслед восхищались прекрасной мантией.
9.«Да ведь король то голый!» — закричал какой-то мальчик. 8.9. Сущ. в им.п.
• Прочитайте выписанные грамматические основы и подумайте, чем выражено подлежащее — ключевое слово предложения. (Заполняем 2-ю часть таблицы.) (3, 4 слайд)
3. Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Запись в грамматическую тетрадь.
Раньше, в 1—4 классах, вы были убеждены, что подлежащее всегда
выражено существительным в им. п., а сказуемое — глаголом. Это не так.
В качестве вывода перечислите основные способы выражения подлежащего.(5 слайд,)
• Какова главная мысль Андерсена в сказке о наивном короле?
(Сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость приближенных, обрекших его на позор. Осуждена вообще осторожность взрослых в назывании вещей своими именами в отличие от честных и прямодушных детей.)
4. Интересные задачи. (6 слайд)
1.Есть такие предложения, в которых трудно обнаружить подлежащее. Платье сшили проходимцы Так как подлежащее всегда только в именительном падеже и отвечает на вопросы кто? что?, существительные или местоимения, стоящие именительном падеже (кого? что?) являются в предложении второстепенными членами. Чтобы правильно определить главные члены в таких предложениях, нужно к тому и другому слову задать двойной вопрос от сказуемого (сшили кто? что?) проходимцы. Подлежащее можно найти по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет). Составьте и запишите предложения со словами король - платье. Одно из существительных поставьте в именительном падеже, а другое — в винительном падеже.
2) Можно ли в предложение И королю стало жутко ввести подлежащее? (Нет, оно без лица, т. е. безличное.)
3) Переделайте предложение А горожанам было смешно так, чтобы в нем появилось подлежащее (А горожане смеялись.)
5.Подведём итоги урока. (7 слайд)
Замечательно, что великие сказочники не только смешат и учат мудрости, но и помогают разобраться грамматических явлениях, таких, как подлежащее, ибо все явления жизни подлежат осмыслению.
Расскажите, что вы узнали из сегодняшнего урока.
6.Контроль усвоения. (8,9 слайд)
Давайте проверим, как вы разобрались в новой теме.
Выделите подлежащее и сказуемое. Укажите чем выражено подлежащее.
7. Д.З. (10 слайд)

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: esengolova
Просмотров: 5449 | Загрузок: 438 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог