Конспект урока по русскому языку 5 класс "Подлежащее и способы его выражения"
(156.5 Kb)
08.10.2013, 22:10
Есенжолова ЭльвираСериковна
учитель русского языка и литературы, МОАУ "СОШ №54 г. орска"
Подлежащее. Способы его выражения. Учитель: Есенжолова Э.С. учитель русского языка и литературы. МОАУ «СОШ №54 г. Орска»
Цель: •Формировать понятие о грамматической основе предложения. •Познакомить со способами выражения подлежащего и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого. •Формировать умение находить подлежащее в предложении.
Ход урока 1. Повторение пройденного. Опрос. -Что изучает синтаксис, пунктуация? -Чем отличаются предложение от словосочетания? На доске написаны три одинаковых предложения. К нам сказка пришла К нам сказка пришла К нам сказ¬ка пришла • Какие знаки можно поставить на конце этих одинаковых предложений? От чего зависит их выбор (От цели высказывания и эмоциональной окраски.) Порассуждайте и поставьте нужный знак в конце предложений. • А какое в этих предложениях слово является главным, ключевым? Каким членом предложения является? (Сказка — подлежащее.) Объявление темы урока: Итак, тема нашего урока – Подлежащее. (Запишем тему урока в тетрадь)(1 слайд) 2. Работа по теме урока. 1.Давайте вспомним, сто вы знаете о подлежащем • Что называется подлежащим? Как найти подлежащее в предложении? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражено. • С каким членом предложения подлежащее составляет грамматическую основу или смысловой центр? (2 слайд) 2. Выборочный диктант. Подчеркнуть подлежащие и сказуемые из предложения сказки Ганса Христиана Андерсена «Голый король».
ГОЛЫЙ КОРОЛЬ(По мотивам сказки Г. X. Андерсена) Предложение Способы выражения подлежащего 1. Жил-был король. 1.Сущ. в им. п. 2. Он очень любил жаться. 2. Личн. мест. в им. п. 3. Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди. Подлежащее может быть выражено группой слов и устойчивым сочетанием, если мы их разделим , то нам не будет понятен смысл предложения. 3.Сочетание «числ. + сущ. в род. п.»; устойчивое сочетание «прил. + сущ.в им.п.» 4.Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. 4. Подлежащего нет. 5.Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. 6. Министры по просьбе короля следили за работой. 5.6. Сущ. в им.п. 7. Один посмотрел — ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!» 7.Числ.в значении сущ.; мест. в им.п. 8.Хитрые сановники вслед восхищались прекрасной мантией. 9.«Да ведь король то голый!» — закричал какой-то мальчик. 8.9. Сущ. в им.п. • Прочитайте выписанные грамматические основы и подумайте, чем выражено подлежащее — ключевое слово предложения. (Заполняем 2-ю часть таблицы.) (3, 4 слайд) 3. Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Запись в грамматическую тетрадь. Раньше, в 1—4 классах, вы были убеждены, что подлежащее всегда выражено существительным в им. п., а сказуемое — глаголом. Это не так. В качестве вывода перечислите основные способы выражения подлежащего.(5 слайд,) • Какова главная мысль Андерсена в сказке о наивном короле? (Сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость приближенных, обрекших его на позор. Осуждена вообще осторожность взрослых в назывании вещей своими именами в отличие от честных и прямодушных детей.) 4. Интересные задачи. (6 слайд) 1.Есть такие предложения, в которых трудно обнаружить подлежащее. Платье сшили проходимцы Так как подлежащее всегда только в именительном падеже и отвечает на вопросы кто? что?, существительные или местоимения, стоящие именительном падеже (кого? что?) являются в предложении второстепенными членами. Чтобы правильно определить главные члены в таких предложениях, нужно к тому и другому слову задать двойной вопрос от сказуемого (сшили кто? что?) проходимцы. Подлежащее можно найти по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет). Составьте и запишите предложения со словами король - платье. Одно из существительных поставьте в именительном падеже, а другое — в винительном падеже. 2) Можно ли в предложение И королю стало жутко ввести подлежащее? (Нет, оно без лица, т. е. безличное.) 3) Переделайте предложение А горожанам было смешно так, чтобы в нем появилось подлежащее (А горожане смеялись.) 5.Подведём итоги урока. (7 слайд) Замечательно, что великие сказочники не только смешат и учат мудрости, но и помогают разобраться грамматических явлениях, таких, как подлежащее, ибо все явления жизни подлежат осмыслению. Расскажите, что вы узнали из сегодняшнего урока. 6.Контроль усвоения. (8,9 слайд) Давайте проверим, как вы разобрались в новой теме. Выделите подлежащее и сказуемое. Укажите чем выражено подлежащее. 7. Д.З. (10 слайд)
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.