Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию предмета. Дымковская игрушка".

СКАЧАТЬ (13.60 Mb) 19.11.2018, 12:35
Васильева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ, р.п.Вешкайма, Ульяновская область

Урок развития речи в 6 классе.

Подготовка к сочинению – описанию предмета (Дымковская игрушка).

2 академических часа.

 

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Программа: «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.
 


 

Цели урока:

1. Образовательные:
- подготовить учащихся к сочинению-описанию;

- раскрыть смысл сюжетно-композиционной основы будущего сочинения.
2. Развивающие
- развивать умение строить сочинение в определенной композиционной последовательности;
- развивать монологическую речь учащихся, память, внимание.
3. Воспитательные.
- на примерах декоративно-прикладного искусства воспитывать нравственные, эстетические и мировоззренческие принципы и позиции учащихся
- чувство патриотизма к Родине
- воспитывать культуру, художественный вкус, любовь к русскому декоративно-прикладному искусству
-воспитывать эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.

4. Метапредметные:
 - нахождение нужной информации в различных источниках;
 - формировать умение осмысливать сюжетно-композиционную основу  и содержание письменного высказывания;

 - формировать критическое мышление;
- развивать умение анализировать информацию;
 - аргументировать свою точку зрения, опираясь на фактический материал;
- формировать коммуникативную компетентность учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оформление кабинета: выставка предметов народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, пуховые платки и др.)

Предварительная подготовка учащихся:

- индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о русских народных промыслах;

- рассредоточенная подготовка на уроках русского языка: лексическая работа, выполнение упражнений, создание текстов-миниатюр о русских народных промыслах.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научиться составлять собственный текст описательного характера.

 

УУД:

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), уметь работать в группе.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения- описания.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.

На уроке используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей

Приложения к уроку:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - презентация в интерактивном формате Smart Notebook для интерактивной доски данного типа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица для учащихся (см. ниже)

 

Технологическая карта урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии к презентации

1.Эмоциональный настрой. Орг. Момент.

- Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы с вами будем готовиться к сочинению описанию…

- Ребята, посмотрите на нашу выставку. Скажите, что представлено на ней?

- А как вы думаете, что мы будем описывать?

- Действительно, мы сегодня будем описывать предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее.

- А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока.

 

Слово учителя:

- В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы».

   Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины - в веселую свистульку или игрушку, береста - в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы.

Дети рассматривают предметы, представленные на выставке и отвечают на вопрос:

- На нашей выставке предметы русских народных промыслов.

 

- Наверное, один из представленных предметов…

Дети формулируют цели урока:

- рассмотрим предмет, который будем описывать,

- проведем словарную работу (соберем материалы к сочинению),

- составим план сочинения.

Слайд 1

Тема урока: Сочинение – описание предмета

 

Слайд 2

Цели урока

 

Слайд 3

Жар-птица

2.  Подготовитель-ная работа к сочинению (аналитическая беседа)

 

 

Дымковская игрушка (история, художественные особенности). По ходу беседы проводится словарная работа.

 

- Ещё раз посмотрите на нашу выставку и назовите те народные промыслы, предметы которых на ней представлены.

 

- А можете вы что-то рассказать об этих промыслах?

 

- Тогда послушаем тех учеников, которые заранее получили задание и подготовили для вас сообщения об этих народных промыслах.

 

- Итак, что же такое народные

промыслы?


- А почему мы должны беречь это искусство?


- Если представить себе карту народных промыслов России, то она засверкает как чудотворные перья Жар-птицы, оброненные ею в разных местах нашей страны. И, наверное, ярче всех будет сиять слобода Дымково.

- А кто из вас знает, что такое слобода?

- А чем известна слобода Дымково?

- Именно дымковскую игрушку мы сегодня будем описывать. А сейчас я немного расскажу вам об этом промысле, а вы будете записывать в тетрадь те слова, которые могут пригодиться вам в сочинении.

- В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки. Это нарядные и весёлые фигурки, словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смех.

 

 

Как изготавливают мастера эти глиняные изделия?

- С осени запасают крестьяне глину, хранят её в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают её влажной полотняной тканьютомят, т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек.

 

 

Отличительные признаки этих игрушек.

Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно. Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписи.

- Дымковская игрушка расписана особым орнаментом. Давайте подробнее рассмотрим её.

- Какой орнамент характерен для этой игрушки?

- Какие краски использованы в росписи Дымковской игрушки?

(Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные)

 

- Для чего вятичи делали свистульки?

Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия.

 

- Кого изображали свистульки?

- В своем сочинении вы будете описывать Дымковскую игрушку, изображающую ИНДЮКА. Рассмотрите эту игрушку внимательно. Что вы можете о ней сказать?

- Хохлома, гжель, палех, матрешка, пуховый платок…

- Это трудно, для этого нужно изучить специальную литературу…

(Выступление заранее подготовленных учеников)

 

- Народные промыслы – это народное художественное творчество. Это вид искусства, созданного народом.

 

- Изделия народных промыслов уникальны. Их надо беречь, потому что ни одна машина не может заменить руки мастера, влюбленного в свое дело.
 

- Слобода – это поселок возле города, пригород.
 

- Здесь мастера создают знаменитую Дымковскую игрушку.

 

(Подчеркнутые слова ученики записывают в тетрадь, по ходу ведется лексическая работа)

 

- В виде геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов и др.

 

- Использованы краски желтого, синего, красного, зеленого цветов.

- Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров. Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников.

(Дети описывают форму, цвета, размер игрушки, высказывают свои впечатления от фигурки)

Слайды 4-7

 

Слайд 8

(выводы записываем)


Слайд 9

Фото слободы Дымково

 

Слайд 10

Дымковские игрушки

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13-15

 

Слайд 16

Дымковская игрушка

 

Слайд 17

Разные Дымковские фигурки

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

Слайд 19

ИНДЮК

 

3. Определение темы сочинения, составление плана

- Какое впечатление произвели на вас Дымковские игрушки?

 

- В своих ответах вы определили тему будущего сочинения.

Запись на слайде:

Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. (Подчеркнута тема сочинения)

 

- А теперь мы будем работать с таблицей на ваших рабочих листах: составим план сочинения, определим содержание каждой из частей, соберем материал для наполнения содержания нашего сочинения.

(Работа с таблицами. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(Учащиеся высказывают свои мысли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( ученики записывают в 1 столбец название части сочинения, во 2 столбец – что здесь нужно писать, в 3 столбец – возможные варианты сочинения)

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

План сочинения

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

ИНДЮК

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы закончили подготовку к домашнему сочинению. Решите для себя, как интересней, по-своему начать сочинение, как ярко, кратко описать рождение дымковской игрушки, её изготовление, как образно передать общее впечатление от многообразия «дымок», как подробно, интересно описать выбранную нами игрушку - ИНДЮКА, и каким будет заключение вашего сочинения.

 

- Все вы сегодня хорошо потрудились, поэтому за урок я поставлю много хороших оценок (выставление и комментирование оценок за урок).

 

Рефлексия:

-Чем мы сегодня занимались?

-Вам трудно будет работать дома?

-Почему вам не будет трудно?

 

- Готовились к сочинению-описанию Дымковской игрушки.

- Писать будет легко, потому что мы составили план сочинения, определили его содержание и собрали лексический материал.

Слайд 23

Итоговые вопросы

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание.

- Домашнее задание: написать сочинение-описание дымковской игрушки - ИНДЮКА.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Заполненная таблица выглядит примерно так.

План

О чем нужно писать?

Материалы к сочинению

1. Вступление  

Воздействие на читателя,

Варианты начала:

1. Много в России уникальных народных промыслов…

2. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка

 3.Какие же они удивительные – дымковские игрушки!

2. Как рождаются Дымковские игрушки.

Удивительное превращение глины в дымковскую игрушку

!!!! Материалы для этой части берем из записанных в тетрадь материалов

3. Такие разные дымковские игрушки.

Красота и разнообразие дымковских игрушек.

Дымковских игрушек очень много.

Они все разные.

Есть среди них …..

 Но все они очень яркие и теплые…

Медведи, индюки, козы, барыни, кормилицы, коники …

… красочно, ярко, веселит душу, радует взгляд.

4. Описание ИНДЮКА.

Форма, поза, цветовая гамма, геометрический орнамент

Индюк – традиционный мотив дымковской игрушки.

Форма монолитна, силуэт отличается  плавностью и округлостью.

…много  лепных деталей

.. изящные оборки, воланы

  Игрушку составили из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности.

  Перед тем как украсить индюка  росписью, его покрыли белой краской.

Орнамент: круги, овалы, полоски, точки, штрихи и черточки. Они выстраиваются в определенный узор.

…используется яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, малиновый, зеленый

… дополняются мягкими приглушенными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Эти цвета и составляют палитру игрушки.

!!! (Возможный вариант)

 Это гордая, самодовольная птица, поэтому голова у нее поднята вверх. Шейка вытянута. Индюк чувствует свою силу и красоту. Гребень, увенчивающий голову, по форме напоминает кокошник. Яркая, разноцветная бородка украшает грудь птицы. Крылья раскинуты в стороны. Хвост приподнят вверх, распущен веером. Ножки широкие устойчивые. Крепко, солидно стоит на них индюк.

Всеми цветами радуги переливается эта нарядная птица, притягивает внимание как детей, так и взрослых. Видя такую игрушку, каждый испытывает чувство радости, тепла. Кажется, что лето и праздник приходят к нам вместе с дымкой.

5. Заключение.

Почему дымковские игрушки так нравятся людям? Почему нужно беречь народные промыслы?

Народные промыслы – история нашего народа.

Дымковские игрушки несут людям радость.

Нужно беречь историю и культуру своего народа.

 



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Elena
Просмотров: 2778 | Загрузок: 110 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог