Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: В крестьянской избе. Описание помещения на основе личных впечатлений.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: электронная презентация, иллюстрации, таблица для распределительного диктанта, карточка – модель текста описания с пропусками прилагательных, таблица – модель предложения.
Цель урока: Научить поэтапно конструировать текст будущего речевого произведения (от слова через словосочетание и предложение – к тексту).
Задачи:
Обучающая:
-научиться находить в заданном художественном произведении и самостоятельно использовать языковые средства описания в соответствии с темой, основной мыслью сочинения.
Развивающая:
-развивать умение логически строить высказывание.
Воспитательная:
-воспитывать любовь и бережное отношение к родному слову, к культурному прошлому родной земли.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивационный этап. Целеполагание.
2.Выявление авторских особенностей описания в заданном художественном произведении.
3.Проверка домашнего задания. Словарная работа.
4.Распределительный диктант.
На доске – слова. Объяснить написание слов с пропусками орфограмм, объяснить значение суффикса в слове «матушка»:
Ру(с,сс)кая, ш...рокие, б…льшая, пр…сторная, р…зной, высоко (под)потолком, лё…кая, проч(?)ные, трёхступенч…тый, поч(о,ё)тный, к…рмилица, закрытая п…логом, б…лёная, встрое(н,нн)ые, подвешенная к потолку, д…ревя(н,нн)ые, удобные, матушка.
5.Выявление слов, организующих перспективу текста. Задание по выбору учащегося.
6.Углубление части текста. Задание по выбору учащихся.
7.Работа с планом сочинения. Включение элемента рассуждения в текст (заключение к сочинению).
Примерный план сочинения (выведен на экран).
I. Долгожданная поездка.
II. В избе.
1.Первое впечатление.
2.Внутреннее убранство избы. Крестьянская утварь.
3.Что нового рассказали вещи о русском быте, русской культуре?
III. Почему нужно беречь русскую старину?
8. Подведение итогов работы на уроке.
9.Домашнее задание.
Написать черновик сочинения; отметить части текста, которые вызывают трудности (сочинение пишем через строчку, чтобы в течение следующего урока внести необходимые исправления).
Приложения.
Приложение 1.
План «Расскажи о слове».
1.Лексическое значение и происхождение слова.
2.Слово и его синонимы.
3.Слово и родственные слова.
4.Слово и слова, которые оно «притягивает» (определения, ассоциации и т.д.
5.Слово в фольклоре (поговорках, пословицах, загадках и т.д.), в художественной литературе.
Приложение 2.
Таблица «Предметы обстановки» (с результатами заполнения).
Приложение 3. Карточка с текстовой основой с описанием помещения.
Приложение 4. Карточка с текстовой основой рассказа о жизни крестьянки.
Приложение 5.
Модель предложения «Значение орнамента».
Литература:
1)О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников : Литература в школе / /О. Брюханова , 2007 .- 11c .
2)Чудо-глина из глубины веков (Развитие речевой компетентности при обучении сочинению-описанию в 5 кл.) / Л.П. Сычугова // Русский язык в школе. - 2000. - N4. - С. 20-27. - (Методика и опыт)
|