Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок русского языка «Подготовка к сочинению 15.3 на морально-этическую тему» в 9 классе

СКАЧАТЬ (20.7 Kb) 24.02.2016, 11:19
Чалышева Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж
Цель: развивать языковую компетенцию, формировать навык написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи:
 обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения, формировать навык комплексного анализа текста;
развивать творческую, мыслительную  активность, формировать метапредметные компетенции;
формировать нравственные качества, гражданскую позицию учащихся.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентации,  информационные карточки, сборник «Русский язык. Подготовка к ОГЭ- 2016» под. Ред. Н. А. Сениной, словари - толковый, синонимов.
Ход урока.
1.Мобилизующий момент.
 Чтение учащимся притчи «Как найти хорошего учителя?»
 Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети. — Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик. — Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. — Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик. — Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. — Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок. — У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик. — Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука. — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросили деда: — Отец, Вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя? — По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
2.Вопросы:
-Как вы думаете, в чём мораль данной притчи?
-Попытайтесь определить тему урока.
3.Эпиграф урока.
«Учитель- это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты». Ф. Абрамов.
«Учитель-это свеча, которая светит другим, сгорая сама». Джованни Одаринни.
4.Формулировка цели и задач урока.
5. Работа над построением сочинения-рассуждения.
Вопросы:
-Какова  схема построения сочинения- рассуждения? (Тезис, комментарий,  аргументы, доказательства)
-Что такое тезис? (Утверждение, которое требуется доказать)
-Дайте определение слова комментарий. (Рассуждения, разъяснительные  примечания к какому-нибудь тексту).
-Что называем аргументами? (Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис)
-Что понимаем под выводом? (Заключение, итог проведённого рассуждения).
6. Слово учителя.
Готовясь сегодня к написанию сочинения-рассуждения 15.3 на тему «Каким должен быть настоящий учитель?, мы должны определить значение слова учитель и попытаться построить определённую модель настоящего учителя.
Для анализа нам предлагают текст «Слово о полку Игореве» известного советского писателя и драматурга, Всеволода Вячеславовича Иванова(Сборник  Н. А. Сениной. 15 вариант).
7. Выразительное чтение текста учащимся.
Анализ текста:
-Какова тема данного текста? (Урок сержанта Сергея Животёнкова)
-Как вы понимаете смысл финала текста: «…охраняя его сон, продолжавшийся два с лишним часа, они тем самым охраняли и уважали и своё будущее, и своё настоящее, и своё прошлое». (Ребята с пониманием отнеслись к сержанту, не спавшему трое суток, и берегли сон командира орудийного расчёта, защищавшего родную землю предков, этих мальчишек и сотен тысяч  неродившихся детей).
-Какова основная мысль текста? (Даже во время войны Сергей Животёнков, учитель русского языка в средней школе, уставший, измученный, преподаёт в разбитой школе урок  «Героический эпос «Слова о полку Игореве»».  Этот человек не только проявляет мужество на войне, но и выполняет главное предназначение в своей жизни- сеет в детях доброе, вечное.
8.Выдвижение тезиса.
Слово учителя.
В ваших ответах не раз звучало слово УЧИТЕЛЬ. В первой части сочинения нам необходимо дать толкование слова УЧИТЕЛЬ. Это возможно сделать несколькими способами:
А) Перечисление основных признаков, составляющих понятие;
Б) Перечисление синонимов;
В) Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется данное понятие.
 Работа в группах:
1 группа подбирает определения к слову УЧИТЕЛЬ. (Добрый, отзывчивый, образованный, требовательный, справедливый, строгий, культурный, тактичный, настойчивый, чуткий, внимательный).
2 группа работает со словарём синонимов.(Учитель-наставник, преподаватель, воспитатель, репетитор, педагог).
3 группа указывает типичные качества характера учителя, особенности личности. (Возможные ответы: учитель - это человек, любящий свою профессию, учеников, умеющий заинтересовать их в своём предмете, внимательный к каждому ребёнку, обладающий чувством юмора. Учитель – личность, умеющая интересно и доступно объяснить материал, быть справедливой и тактичной в любой ситуации.
Учитель даёт клише для вступления:
Что такое… Кто такой… Немногие задумываются над этим сегодня. Думаю (считаю)…
Текст (фамилия автора в Р. п.) заставил меня задуматься…
На мой взгляд, учитель-это…
9.Комментарий к определению.
Требование: комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами-примерами из текста и жизненного опыта.
Приводим комментарий:
Учитель обязательно должен любить своё дело и учеников, потому что для окружающих он образец во всём: в образе мыслей, в поведении и отношении к людям.
10.Подготовка к аргументации. Аргументация.
Учитель напоминает о необходимости использования предложения-мостика между 2 и 3 частью сочинения.
Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту…
Именно таким человеком является герой текста...
Работа в группах:
4 группа получила предварительное задание: рассказать  о великих педагогах России 19, 20 веков и показать презентацию. (Учащиеся сообщают о Г. Р. Державине, И. А. Крылове, Н. А. Некрасове, Л. Н. Толстом, А. С. Макаренко).
5  группа получила предварительное задание: вспомнить произведения художественной литературы, посвящённых школе,  и рассказать, каким в них показан учитель. (Учащиеся рассказывают об учителях  из рассказов В. П. Астафьева «Фотография, на которой  меня нет»,  В. Г. Распутина «Уроки французского».
 Учащиеся пишут аргументы.
11.Вывод в сочинении.
Вопросы:
- Какая стоит перед вами задача в заключительной части сочинения? (Подвести итог, обобщить сказанное).
-Каким должен быть вывод? (Коротким, логически связанным с предыдущим изложением).
Учитель напоминает о возможных клише:
Подводя итог сказанному…,
Таким образом, мы пришли к выводу…
Делая выводы…
12. Заключительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы увидели, что профессия учителя - одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Учитель должен быть неординарным человеком, обладающим выдержкой, терпением, настойчивостью и самообладанием.
Быть настоящим учителем - большая ответственность, потому что выбор многих людей, живущих на земле, зависит от учителя.  Хотелось, чтобы в вашей жизни встречались учителя, подобные Наталье Сергеевне Гореловой и Илье Семёновичу Мельникову   из известного фильма «Доживём до понедельника». (Показывается видеопрезентация «Любимый учитель» (фрагменты из фильма под музыкальное сопровождение).
13. Рефлексия.
Что открыл (а) для себя на уроке?
Над чем заставил вас задуматься урок?
14. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: chalysheva | Теги: русский язык, ОГЭ, конспект урока русского языка, конспект урока
Просмотров: 8457 | Загрузок: 480 | Рейтинг: 3.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог