Катаева И.Л.
Учитель русского языка и литературы
МКС(К) «СКОШ №58» г. Новокузнецка
Кемеровской области
Урок русского языка в 5 классе.
Учебник «Русский язык» М.М. Разумовская
«Дрофа», 2006
Тема: Имена существительные общего рода.
I. Цель учителя: Обеспечить формирование знаний о существительных общего рода.
Цель ученика: Узнать об особенностях существительных общего рода.
Результаты.
• Личностные: оценивать поступок и внешний вид человека как «хороший» и «плохой»;
• Метапредметные: определять проблему урока, извлекать необходимую информацию из словарей, умение работать в группе.
• Предметные: находить в тексте существительные общего рода, видеть отличительные (морфологические) признаки существительных общего рода, отличать существительные общего рода от существительных мужского рода (типа врач, геолог)
II. Оформление доски:
№1. Площади, пальцы, поля, учебники, доски, облака, ружья, ключи, вещи.
№2. «Ты у меня такой сластена!» - сказала бабушка внуку. Сластена Даша очень любит конфеты.
№3. Разинуть – разиня;
Реветь –
Растрепать –
Транжирить –
Задирать –
Мямлить –
Брюзжать –
№4. Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, рева, парашют, торопыга.
III. Ход урока:
1. Оргмомент (оставить место для записи темы урока)
2. Языковая разминка (раздать карточки по вариантам)
Пользуясь толковым словарем, проверьте, к какому роду относятся данные слова. Составьте с ними словосочетания «прилагательное+существительное». Сделать фонетический разбор подчеркнутого слова.
Вариант 1
Лебедь
Мышь
Картофель
Бандероль
Мозоль
Найди ошибку:
Золотая семечко
Хороший шампунь
Спелый яблоко
Вариант 2
Тюль
Фасоль
Рояль
Шампунь
Овощ
Найди ошибку:
Старый мозоль
Белая рояль
Серая мышь
После выполнения ученики меняются тетрадями и проверяют работу другого варианта.
- Поставьте имена существительные в единственное число и разделите их по родам в 3 столбика (см. запись на доске №1). Проверим результат.
3. Определение проблемы урока (материал №2 на доске)
• Определите род у существительного сластена.
• Как вы его определили?
• Какие слова вам помогли? (такой, внук, Даша)
• Вас не удивляет что существительное сластена меняет свой род?
• Кого обозначает существительное сластена в первом и втором предложении?
• Это необычные существительные. В морфологии такие существительные называют существительными общего рода. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
4. Открытие новых знаний.
Наблюдение над словами лежебока, белоручка. Выявление признаков существительных общего рода.
• Догадайтесь, о ком идет речь – о мальчике или о девочке? (запись предложений под диктовку: Лежебока Саша не торопилась на занятия. Наш Саша – настоящий белоручка.)
• Определите род имен существительных лежебока, белоручка.
• Какие слова вам помогли?
• Что обозначают слова лежебока и белоручка?
• Как они характеризуют человека?
• А теперь поищем в текстах существительные общего рода (упражнение №711)
• Объясните лицо какого пола они называют? Как вы это определили?
• Выделите окончания у существительных общего рода.
• Как существительные общего рода характеризуют человека?
• Найдите в тексте обращение, составьте схему первого предложения.
• Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода. Выпишите его вместе с прилагательным и укажите род существительного. Выделите окончания у существительных общего рода (запись под диктовку)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной.
• О ком идет речь в загадке?
Обратимся к записи на доске №3.
Образуйте существительные общего рода со значением «лицо, производящее действие», запишите по образцу, выделите окончания.
Разинуть – разиня;
Реветь – рева;
Растрепать – растрепа;
Транжирить – транжира;
Задирать – задира;
Мямлить – мямля;
Брюзжать – брюзга.
• Как эти слова характеризуют человека?
• Хотели бы вы быть похожими на них? Почему нет?
• В каком стиле речи можно встретить существительные общего рода?
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений.
(Работа по карточкам)
Определите по лексическому значению слова общего рода и запишите их:
-Человек, которому не сидится на месте (непоседа)
-Неуклюжий, неловкий человек (недотепа)
-Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
-Неаккуратный человек (неряха, грязнуля)
• Проверим, какие слова вы записали.
• Что объединяет все записанные вами слова?
• Как вы оцените («хороший» - «плохой») внешний вид и поступки таких людей? (Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с НЕ слитно, имеют окончания –А,-Я.)
• Итак, существительные общего рода обычно называют людей по их характеру, привычкам или повадкам и поступкам и, нередко, дают им отрицательную оценку. Они употребляются, в основном, в разговорной речи.
• А как вы думаете, будут ли словами общего рода следующие слова: учитель, врач, повар, парикмахер?
• Обоснуйте свою точку зрения (Эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание –А, - Я; они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).
• Составьте предложения, чтобы доказать, что эти слова могут употребляться по отношению к лицам мужского и женского пола (эти слова называют лицо по профессии, роду деятельности. Они являются существительными мужского рода).
• Чтобы не ошибиться при употреблении этих существительных, рассмотрим, какое согласование с этими существительными является правильным, а какое – неправильным.
•
Правильно Неправильно
Пришла лечащий врач.
Пришла лечащая врач.
• Составьте и запишите предложение такого же строения со словами: композитор, инженер, геолог. Употребите эти слова для обозначения лиц женского пола. Соблюдайте в согласовании нормы литературного языка.
Проверим что у вас получилось. Есть ли ошибки?
6. Самостоятельная работа (запись на доске №4).
• Определите род имен существительных и запишите их в нужный столбик (работа в группах): носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, рева, парашют, торопыга.
• Поменяйтесь тетрадями с другой группой и проверьте работы друг друга.
IV. Итог урока
• С какими особенными именами существительными мы познакомились на уроке? (пример).
• Какие окончания имеют имена существительные общего рода в И.п?
• Лиц какого пола могут обозначать существительные общего рода?
• К какому роду относятся существительные типа врач, председатель, бригадир?
V. Домашнее задание
1. Теория – читать сведения о существительных общего рода в учебнике.
2. Установить различие в значениях слов «невежа», «невежда». Выявить причину их смешения в речи (работа с толковым словарем).
|