Конспект урока по литературе "Великий сеятель «разумного, доброго, вечного»(Д.И.Фонвизин)" в 8 классе
(10.7 Kb)
| 17.12.2012, 22:48 |
Черпакова Галина Владиславовна |
учитель русского языка и литературы, Государственное учреждение "Средняя школа №6" г.Кокшетау |
Тема: Великий сеятель «разумного, доброго, вечного» Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. 1
Цель: познакомить учащихся с сатирическим дарованием Фонвизина на примере комедии «Недоросль»; выявить своеобразие конфликта и композиции; показать наибольшую значимость для автора проблем воспитания, образования и нравственности, их диалектическую связь. Актуальность пьесы; формировать умение анализировать драматическое произведение. Ход урока: 1. Организационный момент 2. Слово учителя. -На литературном небосклоне 18 века вспыхнет особая звезда - «сатиры смелый властелин», блеснёт Фонвизин «друг свободы». Всей душой любивший родину, он свой девиз определит так: Ты должен посвятить Отечеству свой век. Коль хочешь навсегда быть честный человек. -Образованный, смелый, живой человек. Он восхищает нас своим остроумием. 3. Сообщение ученика. Биографическая справка (индивидуальное задание даётся заранее). 4. Рассказ учителя о создании и первом представлении комедии. Время создания: 1779-1781 гг. Во второй половине 18 века, в самую мрачную пору царствования Екатерины II , Д.И. Фонвизин пишет свою замечательную комедию. Первая постановка состоялась 24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу силами актёров придворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актёрами ролей. Успех был полный. О первом представлении комедии один из современников вспоминал так: «…Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Первая публикация- 1783 год. 5. Учитель: -Нашему вниманию представлена комедия «Недоросль». -А что же обозначает это слово? Слово представляем его Величеству Словарю. 6. Ученик даёт толкование слову «недоросль». 7. Учитель: -Кого можно назвать недорослем в комедии? (Ответы учащихся). -Давайте поприсутствуем на уроке у Митрофанушки. (Выразительное чтение по ролям, действие III, явление 7). 8. Риторические вопросы: -Вы почувствовали иронию автора? -Разве не приходится вам и сегодня встречать подобное? -Чем же интересна комедия Фонвизина сегодня? 9. Учитель: Это произведение актуально, прежде всего, проблемой воспитания, образования. -Как же решает её сам автор? Какой даёт ответ? Само название комедии «Недоросль» говорит о том. Что её основная тема- вопрос о ложном и истинном воспитании. Герои комедии. Согласно принципам классицизма, делятся на отрицательных и положительных. Положительные герои верят в силу воспитания. Софья в начале IV акта появляется с книгой французского епископа Фенелона. - Как называется эта книга? («О воспитании девиц») - Стародум в беседе со своей племянницей высказывает мудрые мысли о службе, о человеческом предназначении, о богатстве и знатности, о воспитании. ( Для учащихся заранее даются индивидуальные задания, чтобы они подготовили выступления по данным вопросам и чтобы в нужный момент урока выступили). - Порочные последствия дурного воспитания открываются в образе недоросля Митрофанушки. - Где в первую очередь формируется характер человека, по вашему мнению? ( в родительском доме) - Что вы можете сказать об обстановке, которая царит в доме Простаковой (невежественность, грубость, неуважение и презрение к окружающим , жадность, жестокость). Домашняя обстановка, где властвует не сдерживаемая никакими нравственными законами, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности мать, уродливое влияние крепостного права духовно погубили и развратили Митрофанушки. Простакова видит в образовании лишь один из способов «вывести в люди любимого сына». Она убеждена, что « без наук люди живут и жили», но, подчиняясь требованиям времени («ныне век другой»), нанимает сыну учителей. Недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин стараются честно выполнять свою работу, поэтому им Простакова предпочитает немца Вральмана за то, что он «дитя не неволит». В результате такого воспитания Митрофан оказался не просто невеждой, но и образцом бессердечия. 10. Экзамен Митрофанушки. (Чтение по ролям Д.IV,явл.5) 11. Вывод: Эта сцена как нельзя лучше подтверждает то, что Митрофанушка- полный невежда, да к тому же ещё и бессердечный. Он предаёт свою мать, отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» А Стародум подводит итог в финале пьесы: «Вот злонравия достойные плоды». 12. Рефлексия. – Как вы думаете, почему Фонвизина можно назвать сеятелем «разумного, доброго, вечного»? И что такое разумное. Доброе, вечное? (знания, благонравие, воспитанность, вежливость). 13. В заключение проводится игра «Чёрный ящик» (Учитель готовит ящик с предметами) 1. Эту сумму кому-то платили в год да ещё в придачу столько же давали,но каждый день (5 рублей). 2.Это предмет, куда Простакова собиралась класть Софьюшкины денежки.(кошелёк) 3.Предмет, с которым Софья дожидалась дядюшку? (книга «О воспитании») 4.Этот предмет круто изменил жизнь Софьи (письмо). 5. От этого Митрофанушка не мог спать, всё хотелось пить. ( Булочки) 6.До этого Скотинин был охоч и для них у него готов отдельный «клевок» (поросёнок – игрушка). 14. Всем спасибо!
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Галина1965
|
Просмотров: 4750 | Загрузок: 375
| Рейтинг: 2.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|