Таран Тамара Васильевна – учитель русского языка и литературы
СОШГ№9 города Павлодара Республики Казахстан,
учитель высшей категории.
Открытый урок в девятом классе.
Тема: Внеклассное чтение. Стихотворения Пушкина. Анализ лирического произведения.
Цели: Углубить знания учащихся по лирике А.С.Пушкина.
Развивать способности творчески мыслить.
Воспитывать независимость мышления и интерес к творчеству Пушкина.
Ход урока.
- Организация класса.
- Мотивация и целеполагание.
- Мы заканчиваем изучение творчества Пушкина.
Каким вы узнали поэта на протяжении всего изучения его произведений?
(защищающим свободу, настоящий друг, бескорыстный влюбленный, переживающий за друзей…)
- Сегодня у нас внеклассное чтение. Мы познакомимся с новыми стихотворениями и, может быть откроем для себя нового Пушкина.
Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова А.С.Пушкина:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей.
Отрываем тетради оформляем работу ( число, тема, эпиграф. )
- Выделим ключевые слова в эпиграфе.
Используя ключевые слова, сформулируйте задачу урока.
( В чем гармония и диво поэзии Пушкина?
Что выше мира и страстей?)
К ключевым словам мы вернемся, потому что непосредственно с ними будет связано домашнее задание.
- Какое задание вы выполняли дома ( писали оценочное суждение, продолжив фразу.
Послушайте!...
( 3-5 учащихся )
- Используя ваши высказывания поставьте задачу к уроку. ( открывать для себя нового Пушкина. )
III.Операционный этап.
1.Работа в группах. Целостный анализ стихотворения.
Итак, задачи поставлены. Начинаем их решать. Следующий этап – анализ стихотворения.
- Вспомним схему анализа лирического произведения.
- тема и идея,
- анализ лирического сюжета,
- образы и микрообразы,
- выразительные средства языка,
- размер, рифма, ритм, рифмовка.
- Находим стихотворение « Дар напрасный, дар случайный…» 1828 год.
Я Сашу попросила выучить это стихотворение Почитай.
( чтение стихотворения. )
- Понравилось ли вам чтение?
Каждая группа получает свое задание. В группе работаем 3 минуты.
1 гр. – тема, идея, лирический сюжет.
2 гр. – образы и микрообразы.
3 гр. – выразительные средства языка.
4 гр. – размер, рифма, ритм, рифмовка.
2. Отчет групп.
- Достаньте домашние заготовки ( таблицы ). Слушая ответы групп, заполняем таблицу.
- Что нового вы узнали о поэте? Каким он предстает пред вами?
3. Работа в группах. Идейно-тематический анализ стихотворений.
- Обратимся к другим стихам поэта. Проанализируйте их с точки зрения темы, идеи и понимания их содержания.
1 группа. « Если жизнь тебя обманет…»
2 группа. « Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…»
3 группа. « Что в имени тебе моем…»
4 группа. « Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы.»
4. Отчет групп.
- Каким открылся нам Пушкин?
( беспокойный, метущийся, ищущий, страдающий, глубоко думающий. Зачем он пришел в жизнь? Что значит имя для человека? )
IY.Рефлексия.
- Анализ мы закончили. Переходим к следующему этапу. Применим стратегию «Двойное кольцо Сократа»
Нам нужно перестроиться. Сократами будут ( 1 – Маша, Диас, Женя.
2 – Оксана, Надя, Миена. )
Задания: 1 гр. – Пушкин – самый современный из художников.
2 гр. - Поэтическая вселенная Пушкина.
( обсуждение 2 мин. Слушаем Сократов.
Домашнее задание: Написать письменное высказывание: В чем заключается гармония, диво стихотворений Пушкина.
|