Открытый урок-зачёт по русскому языку
в 8 классе «Вводные слова и предложения»
Выполнила работу Архипенко Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГК ООУ РО санаторная школа-интернат № 18 г. Таганрога
Тема: «Вводные слова и предложения». Цели:проверить знания теоретического материала по теме «Вводные слова и предложения»; добиться, чтобы учащиеся: - находили вводные слова и предложения в тексте, указывали их значение; - объясняли постановку знаков препинания при вводных словах и предложениях; - отличали вводные слова от других слов; - использовали элементы анализа при работе с текстом; - развивали навыки орфографической и пунктуационной зоркости; - развивали умение использовать вводные слова и предложения в устной и письменной речи при конструкции текста; - умели систематизировать, обобщать теоретические сведения и выделять опорные мысли; - умели работать с текстом, дидактическим материалом (карточки, упражнения); - умели оценивать работы одноклассников и редактировать текст; - развивали речь через творческую работу; - умели переключать внимание с одной операции на другую; - воспитание доброжелательности, умение работы в группе (вести диалог, выслушивать товарища, не перебивая его); - воспитание любви к чтению, бережному отношению к книгам; - воспитание любви к родной природе и развитие эстетического вкуса.
I. Оргмомент. Учащиеся разделяются на 4 группы
II. Сообщение темы и целей урока. Задачи: проверить знание теоретического материала по теме, расставлять знаки препинания в предложении, использовать вводные слова и предложения в устной и письменной речи.
Исходя из задач урока, у нас намечается 3 этапа работы. Работать мы будем в группах, у каждого есть «Памятка» (Как нужно работать в группе.) Зачитать памятку. В каждой группе есть помощник учителя – консультант.
I ЭТАП На этом этапе проверяются знания теоретического материала, все отвечают на вопросы и получают оценку за «Устный ответ» (графа в «Учете оценок»).
1. ВОПРОСЫ: 1.Рассказать о вводных словах, предложениях и вставных конструкциях. - Что такое вводные слова? - Назовите группы вводных слов по значению. Примеры. - Как выделяются вводные слова и предложения в устной речи и на письме? - Что такое вставные конструкции? Как они выделяются на письме? - Междометия и слова «да» и «нет». Слова-предложения. - Являются ли членами предложения вводные слова и предложения?
Для всего класса на эти вопросы отвечает один из консультантов. Весь класс слушает, т.к. все будут сейчас отвечать и получать оценку. Затем консультанты опрашивают свою группу по этим вопросам и в «Учет оценок» в графу «Устный ответ» выставляют оценку каждому за устный ответ.
2. Словарный диктант. Конечно, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, очевидно, к счастью, к несчастью, к сожалению, по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, например, итак, наоборот, напротив, одним словом, иначе говоря, лучше сказать, по-видимому, таким образом. (Консультанты проверяют)
3. Синтаксический разбор предложения (у доски) Книги, говорят, издавна почитались на Руси. Словарь Ожегова. Почитать-почесть. Внешнее проявление уважения, почтения.
4. Оценки за словарный диктант, выставленные консультантами.
II. ЭТАП На этом этапе урока мы проверим, как вы умеете применять теоретические знания на практике. 1.Упражнение № 271 - Прочитайте текст - Один ученик читает текст вслух, соблюдая правильную интонацию. Вопросы: - К какому стилю относится текст? (Публ.) - Какой вопрос звучит в тексте, на который автор статьи из ж. «Наука и жизнь» отвечает? - Для чего человек читает? - Какой главный вывод? (Чтение может приносить огромную пользу).
Задание: - Найдите в тексте и выпишите вводные слова, укажите их значение (у доски 1 ученик выполняет это задание).
Разбор сложного предложения и составление схемы.
Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире. (СПП с прид. цели)
2. Карточки в группе. Задание: списать текст, найти вводные слова, предложения, указать их значения. Расставить знаки препинания. (Самопроверка в группе зеленой пастой). Дополнительные вопросы группам по тексту.
3. Устная работа. На экране показать часть предложения. Необходимо его продолжить и закончить. …каждый определяет свой круг чтения… (Естественно, каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или приключенческую литературу).
- Какую роль в речи выполняют вводные слова?
4. Задание: включите в предложение вводные слова разного значения и выразите с их помощью свое отношение к сообщаемому. Пример. Книги для нас должны быть помощниками, советчиками в жизни.
5. Одни и те же словамогут быть как вводными, так и нет, в зависимости от этогозапятые ставятся или нет. Задание. Синтаксический разбор предложений. Небо, казалось, стало выше. Небо казалось свинцовым.
Задание классу. Выписать номера тех предложений, в которых есть вводные слова. Провести выборочный диктант.
6. Задание (устно). В индивидуальных карточках у вас подчеркнуты вводные слова, замените вводные слова вводными предложениями. 7. Оценка консультантов. 8. Тесты. 9. Консультанты проверяют и оценивают.
III. ЭТАП 1.Творческая работа. Весна! Прекрасное время года. Мы все с нетерпением ждем ее прихода. А художники стараются запечатлеть ее на своих полотнах.
Задание по группам. 1,2,3 группа На обороте картины Левитана «Весна» предложения с вводными словами. Составить схемы этих предложений. 4 группа. Составить связный текст «Весенний вечер». И тоже ввести, где это уместно, вводные слова, предложения.
2. Проверка.
III. Итоги урока. Оценки.
IV. Домашнее задание. Вот такую творческую работу вы продолжите дома, когда будете готовиться к сочинению-отзыву о прочитанной книге. Чтобы ярко, образно, выразить свои мысли, в предложениях необходимо использовать вводные слова, словосочетания, предложения.
|