ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия объединения «Литературное краеведение»
Тема занятия: «Литературная мозаика»
Фаизова Дина Акрамовна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Мухамедьяровская СОШ» Кувандыкского района Оренбургской области»
Возрастная категория: 12-14 лет
Цель занятия: вовлечение детей в практическую деятельность по сохранению литературного наследия родного села, района, области.
Задачи:
• воспитание гражданственности, патриотизма и чувства любви к малой Родине через приобщение учащихся к литературе родного края;
• развитие исследовательской, образовательной деятельности обучающихся средствами литературно-краеведческой работы;
• совершенствование методик исследовательской работы в области литературного краеведения;
• сохранение преемственности и взаимосвязи поколений;
• выявление и поддержка одаренных школьников, обладающих способностями творческой деятельности.
Форма занятия: конкурс учащихся.
Методы и приемы: игровые технологии, проектная методика, технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, информационные технологии.
Оборудование:
Портреты писателей-классиков;
Выставка книг, журналов, газет, посвященных литературе Оренбуржья;
Художественные тексты произведений;
Творческие работы учащихся, фотографии;
Карта «Оренбуржье литературное»;
Мультимедийное оборудование для демонстрации слайдовой презентации;
Музыкальные записи песен о родном крае в исполнении Юлии Учватовой, Оренбургского академического народного хора.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
- Добрый день!
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Услышим песен звук волшебный,
И авторов в союзники возьмем...
- Сегодня у нас необычное занятие. Это своеобразный итог нашей работы за несколько лет. В течение нескольких лет мы с вами учились писать сочинения, исследовательские работы. Участвовали в различных конкурсах различного уровня. Нам аплодировала Москва.
- Настал черед оглянуться назад, вспомнить, как все это начиналось. Если вы помните, я говорила вам на самом первом занятии, что нашими великими учителями и наставниками будут прекрасные произведения поэтов и писателей. А еще я говорила вам, что в каждом из вас есть скрытый потенциал, что вы все безумно талантливы, что вам продолжать и приумножать то богатое наследие по имени «Литература».
Итак, друзья! Настало время подвести итоги, показать, чему мы научились за эти годы, что узнали и сохранили в памяти.
Хочу вам сказать, что наше занятие будет в необычной форме: в форме соревнования. А там, где соревнование, там конкурсы, призы и, конечно же, уважаемое жюри!!!
Разрешите представить вам наших дорогих гостей (представление членов жюри).
II. Сообщение цели и задач занятия.
- Вы помните, как формулировать цель? Сразу 5 баллов тому, кто сформулирует цель нашего мероприятия!
- Создание социально значимого проекта «Мой подарок нашему селу»
- задачи: - знакомство с участниками проекта.
- закрепление навыков создания проекта.
- выявление литературных знаний учащихся.
- развитие творческого мышления и чувства патриотизма.
III. Основная часть занятия.
1.«Визитная карточка»
- Хотелось бы, ребята, чтобы вы сейчас в течение 3 минут рассказали о себе, показали себя и настроились на игру. Слово первой команде.
«Визитная карточка» первой команды.
«Визитная карточка» второй команды.
Слово жюри.
2.Разминка. Задание на развитие творческого мышления и креативности: «Сочини рассказ по картине» (фотоиллюстрации родного края в разное время года) (звучит песня «Моё Оренбуржье» в исполнении Юлии Учватовой)
3.Викторина «Оренбуржье литературное».
А) «Всё он изведал, тюрьму петербургскую.
Справки, доносы, жандармов любезности,
Всё, и раздольную степь Оренбургскую
И её крепость». - (Т.Г.Шевченко)
Б). 10 раз был в нашем крае. Первый раз – в 1862 году, последний раз – в 1883 году. Например, одна из поездок, в 1876 году, в г. Оренбург была связана с лечебными целями – лечение кумысом.
Бывал в г. Бузулуке на ярмарке. Здесь заинтересовался сектантами, что послужило в дальнейшем написанию произведения «Отец Сергий». (Л.Н.Толстой)
В) Он провёл в Оренбурге своё детство. Его отец – армейский офицер – служил у нас в Оренбурге, в охране от кочевников. Отец организовал школу, хотя сам был не особенно грамотным.
Оренбургские впечатления были отражены в оде «Фелица». Екатерина II, когда получила эту оду, отправила ему золотую табакерку. Отец … купил землю в Бузулукском уезде. Село, где находилась усадьба …, и сейчас существует, носит название – (Г.Р.Державин)
Г) Его детство совпало с периодом осады Оренбурга Пугачёвым, 1769 – 1805 годы. Это мы знаем благодаря А.С.Пушкину, которому он рассказал, как мальчишкой играли в пугачёвцев. Его отец был армейским капитаном, начальником Яицкой крепости. Благодаря его храбрости крепость долго удерживалась. Его отец – прототип образа Миронова. – (И.А.Крылов)
Д) Посетил в 1833г Оренбургский край по местам грозных событий крестьянской войны. (А.С.Пушкин)
Е) В автобиографических повестях «Семейная хроника» это село Багрово. Ныне оно носит имя всемирно прославившего его писателя. (С.Т.Аксаков)
Ж) Родился в небольшой деревне близ Медногорска. Учился в средней школе, работал лесорубом в тайге. Автор поэтического сборника «Первоцвет». (Владимир Иванович Курушкин)
З) Родом она из д. Бискужа. Окончила Литературный институт имени Горького. (Нина Лукьянова)
И) Поэт-песенник. Лауреат Грушинского фестиваля. Один из группы «Три толстяка». (Виктор Калачев)
К) По профессии следователь, по призванию – поэт. (Вячеслав Максудов)
Л) Наш местный поэт и прозаик, автор книг о нашем селе, бывший глава сельского совета. (Марат Исмагилов)
М) Односельчанка, пишет баиты на татарском языке и исполняет сама. (Мачтура Гумерова)
Слово жюри.
3. Игра - пазл «В мире мудрых мыслей». (Известные люди об Оренбуржье). Составить из фрагментов текста высказывание об Оренбуржье, назвать автора. (работа по группам под музыку «Край Оренбургский»)
1 команда: «Край здесь прекрасный по своему возрасту, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа.Погода здесь такая, о какой мы в Туле не имеем понятия. Жар приятный, и дождь, и грозы. Я примериваюсь – не купить ли имение» Лев Николаевич Толстой
2 команда: «Обильный край, благословенный! Хранилище земных богатств! Не будешь вечно ты, забвенный, служить для пастырей и паств! И люди набегут толпами, твоё приволье полюбя!» Сергей Тимофеевич Аксаков
Слово жюри.
4. Конкурс капитанов. «А вам слабо?»
Соревнуются капитаны. Умение взять интервью у членов жюри. (2-3 вопроса)
А) подготовка
Б) интервьюирование:
- Какие качества вы наиболее цените в людях?
- Ваш любимый поэт?
- Есть ли книга или произведение, оказавшие сильное влияние на вашу жизнь?
- если бы вы оказались на необитаемом острове, то какую бы книгу взяли с собой?
Слово жюри.
5. Проверка домашнего задания. Защита проекта – видеопрезентаций о родном крае.
Слово жюри.
IV. Подведение итогов. Награждение победителей.
V. Заключительное слово педагога
VI. Выступления по желанию.
|