Сценарий конкурсной программы
«Чудеса в литературе и технике»
Мероприятие можно проводить в двух вариантах:
1. ответить только на вопросы по литературным произведениям;
2. после ответа на вопрос, выполнить дополнительные задания
Вопросов всего 12, в 6 разделах по 2 вопроса. Стоимость ответа обозначена от 1 балла до 6 (в начале презентации, на 2 слайде). Конкурсная форма, проведения мероприятия, дает детям дополнительный интерес и стимул для более активного участия в процессе.
Цель: Воспитывать потребность в чтении.
Задачи:
расширять кругозор детей;
развивать творческое воображение и образное мышления; познавательную активность, умение размышлять, выражать свои мысли.
Оборудование:
проектор
компьютер
Материалы:
бумага
карандаши или фломастеры
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Скажите, пожалуйста, вы любите читать книги? У вас есть любимые книги? Это все вам сегодня очень поможет. Я приглашаю вас в небольшое литературное путешествие. А путешествовать мы будем на разных видах транспорта, на сказочной технике. Некоторые средств передвижения из сказок перебрались в нашу жизнь, а некоторые так и остались сказочными. Я буду читать вам отрывок из литературного произведения, а вы должны назвать это произведение, автора и героя. После вам надо выполнить еще одно задание (оценивать можно в зависимости от уровня подготовки детей)
Вам необходимо разделиться на две команды.
Вопросов 12 и по степени сложности они отличаются, поэтому каждый вопрос стоит различное количество баллов.
Начинаем игру – выбираете уровень сложности вопроса.
I. Блок
1 балл
Вопрос: Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Назвать произведение и автора.
О каком средстве передвижения пойдет дальше речь и кто на нем передвигался?
Ответ: Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
Задание: Вы все, наверное, оценили красоту стихов Александра Сергеевича. Предлагаю вам проверить ваш поэтический талант - поиграем с вами в буриме, на заданную тему. Я предлагаю вам сочинить четверостишье из заданных слов: посмотрел – летел; приземляются – разминаются.
Пример: В лесу, я как-то ночью, в небо посмотрел
Среди макушек елей, объект неведомый летел
Подумал – «Гуманоиды на землю приземляются!»
А пригляделся – Баба Яга на ступе разминается.
За составленное буриме начисляется 1 балл
1 балл
Вопрос: Многие из них даже вылетели из гнезда и стали летать вокруг Тучки, когда она запела второй куплет песни.
Если он выпустит из лап верёвочку, он упадёт и опять бумкнет.
Назвать произведение и автора.
Кто этот персонаж, который упадет (с высоты), если выпустит веревочку и на чем он передвигается?
Ответ: И когда шар раздулся так, что казалось, вот-вот лопнет, Кристофер Робин вдруг отпустил верёвочку, и Винни-Пух плавно взлетел в небо и остановился там-как раз напротив верхушки пчелиного дерева, только немного в стороне.
Алан Милн
«Винни Пух и Все, Все, Все»
Задание: Задание для команд связано со словом - шар. Вам необходимо, за одну минуту подсчитать сколько раз встречается в тексте, который вы сейчас получите, слово шар.
Капитан Шарль, обладавший особым шармом, пригласил ошарашенных ребят, отправится в путешествие по южному полушарию земли. Сначала все шарахались от него, потом начали смеяться над ним и даже нарисовали на него шарж. Но Шарль не стал долго перед ними расшаркиваться, накинул шарф, молча полез в карман куртки и нашарил там свисток. Он громко свистнул, достал карту южного полушария, закрепленную на шарнирах, и стал рассказывать, что ждет в путешествие. Прекрасная Шарлотта и все остальные ребята, были ошарашены таким интересным рассказом и заинтересовались путешествием.
Ответ: 14
За точный ответ 1 балл, неточный 0,5
II.
2 балла
Вопрос: На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот он умеет летать сам по себе
Назвать произведение и автора.
Кто это и как его зовут?
Ответ: Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.
Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну.
Астрид Линдгрен
«Малыш и Карлсон»
Задание: На какой вид транспорта похож Карлон?
Многие виды транспорта, из сказок приходят в нашу жизнь. Для вас следующее задание на внимательность и знание транспортных средств передвижения.
В двух столбиках половинки разных слов. Вам необходимо найти все слова – названия транспорта.
1 авто цикл
2 сфера верто
3 паро тека
4 дина лет
5 ланг само
6 фото бус
7 ракето воз
8 носец везде
9 аква кат
10 страто лаз
11 вело мит
12 скало мобиль
13 сипед мото
14 ход карто
15 кросс троллей
Ответ:
1. Вертолет
2. Велосипед
3. Мотоцикл
4. Вездеход
5. Паровоз
6. Автомобиль
7. Самокат
8. Троллейбус
За точный ответ 1 балл, неточный 0,5
2 балла
Вопрос: Достал из кармана перочинный нож и перерезал веревку, которой корзина была привязана к куст. Поднялся еще выше, и весь Цветочный город был виден как на ладони.
Назвать произведение и автора.
Какое средство передвижения и кто летел на нем?
Ответ: Шар плавно поднялся кверху, зацепился боком за ветку куста, но тут же отцепился и быстро взмыл ввысь.
Наши отважные путешественники даже не почувствовали, как шар поднялся в воздух, настолько плавно он отделился от земли. Только через минуту они выглянули из корзины и увидели внизу толпу друзей, которые махали им на прощание руками и подбрасывали кверху шляпы. Снизу доносились крики "ура"
Николай Носов
«Незнайка и его друзья»
Задание: Разгадав этот ребус, вы назовете имя еще одиного сказочного персонажа, который передвигался на воздушном шаре.
Ответ: Гудвин. Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»
III.
3 балла
Вопрос: Прилетел царский наказ к царю на обед собираться, и кто построит такой корабль, да на том корабле приедет, за того царь дочку выдаст.
Назвать произведение и автора.
Какой это корабль и что в нем особенного?
Ответ: Вот, недолго думая Иван, сел он на корабль, снялся корабль и полетел... И полетел летучий корабль ниже облака, выше земли, что и глазом не видать.
Русская народная сказка
Задание: Во многих произведениях персонажи путешествовали на кораблях. И наше следующе задание связано с морскими путешествиями. Вам необходимо назвать имя известного морского путешественника. Подсказкой для вас будет два имени и одно название – Лом, Фукс и Беда. И чтобы не было споров, кто раньше ответил, вы можете написать на листочке и передать.
Ответ: Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». Помощник Лом, матрос Фукс, путешествовали на яхте «Беда».
3 балла
Вопрос: В одном уголке ворс был в неважном состоянии – это, наверное, постаралась моль. Между тем, он, лёг на курс, продолжая одновременно набирать высоту.
Назвать произведение и автора.
Кто и на чем «набирал высоту»
Ответ: Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой серединке ковра. Затем он вырвал из бороды три волоска, дунул на них и что-то зашептал, сосредоточенно закатив глаза. Ковёр затрепетал, один за другим поднялись вверх все четыре угла с кистями, потом выгнулись и поднялись вверх края ковра, но середина его продолжала покоиться на траве под тяжестью тел обоих пассажиров.
Лазарь Лагин
«Старик Хоттабыч»
Задание: В сказках, мы знаем, совершаются разные чудеса. И есть предметы, которые помогают творить эти чудеса. А как вы думаете, какие сказочные чудеса, с помощью науки и техники, появились у нас.
(Можно в разных вариантах давать детям выполнять это задание: показать картинку с предметами; написать названия предметов).
a. «Горшочек каши» сказка братьев Грим - мультиварка
b. Волшебная палочка – пульт управления
c. Волшебный клубочек - Jps-навигатор
d. Волшебное блюдечко и яблочко – телевизор.
e. Гусли самогуды – музыкальный центр.
IV
4 балла
Вопрос: Это был такой особый, который не на бензине, а на продуктах работал: на картошке там, на огурцах, на котлетах.
Назвать произведение и автора.
Кому нужен был не бензин для работы, а продукты?
Ответ: Дядя Фёдор рулит вправо, туда, где большой магазин продуктовый, а тр-тр Митя в другую сторону едет. В сторону кафе деревенского. Там блины пекут.
Эдуард Успенский
«Трое из Простоквашино»
Задание: А есть ли топливо из продуктов?
Ответ: Растительное масло.
4 балла
Вопрос: Целыми дням сидели у себя в мастерской и чинили примусы, кастрюли, чайники, сковородки, а когда нечего было чинить, делали трехколесные велосипеды и самокаты для коротышек.
Назвать произведение и автора.
Кто эти мастера?
Ответ: Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом.
Николай Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»
Задание: Почему автор дал им такие имена?
А теперь, вам предстоит вспомнить все, какие вы знаете названия инструментов, в течении 2-3 минут и записать их на листочке. Кто больше вспомнит, той команде зачисляется балл.
V.
5 баллов
Вопрос: Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, и сделали автомобиль.
Назвать произведение и автора.
Что это за автомобиль и чем его заправляли?
Ответ: Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой.
Николай Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»
Задание: Как вы себе представляете такой автомобиль? Попробуйте нарисовать этот автомобиль и схему подачи сиропа в двигатель.
Это задание на развитие воображение и не обязательно его оценивать или можно каждой команде присудить по 1 баллу.
5 баллов
Вопрос: И он соскочил с печи, из-под лавки достал свой кафтанишко, залез опять на печь, укрылся и громким голосом сказал.
Назвать произведение и автора.
Кто соскочил с печи и что сказал?
Ответ: «По щучьему велению, по моему хотенью!»
И печь затрещала и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю. А он во все горло напевает песенки и полеживает. Потом заснул.
Русская народная сказка
Задание: Мы знаем, чтобы колдовство и волшебство связано с различными заговорами, заклинаниями. Давайте вспомним, какие слова произносят в различных произведениях.
Например: «Сезам откройся!»; «Сивка – бурка, вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой!»; «Крибле-крабле-бумс!»; «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснёшься ты земли - быть, по-моему, вели!» ; «Абра-швабра-кадабра!» , Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.и др.
Попробуйте сочинить свое волшебное заклинание.
(В таком задании трудно определить лучшего и поэтому можно обеим командам дать по одному баллу).
VI.
6 баллов
Вопрос: Во время войны мне довелось ездить верхом не только на конях, но и на… Я стал рядом с огромнейшей пушкой
Кто этот герой, который мог ездить не только на конях, но и на чем-то очень необыкновенном
Подсказка: С ним приключались разные истории, про это даже сняли мультфильм. Он уверял, что истории его очень правдивые, но ему не верили.
Ответ: Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по турецкому городу, и, когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед
Рудольф Эрих Проспе
«Приключения барона Мюнхгаузена»
Задание: Очень много различных способов передвижения представлены в литературных произведениях, о многих из них, уверена, вы читали, и поэтому для вас несложно будет выполнить следующее задание. В слове, которое вам представлено, найдите то средство передвижения, с помощью которого прилетала к детям знаменитая няня. Назовите ее имя.
Ответ: ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ
Слово зонт, няня - Мери Поппинс, Памела Линдон Трэверс «Мери Поппинс»
6 баллов
Вопрос: Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле".
Назвать произведение и автора.
Кто вылетал на метле в трубу.
Подсказка: действие происходит перед Рождеством.
Ответ: "Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы".
Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
Размышления: Как вы думаете, почему ведьмы летают на метлах?
Задание: Посмотрите на картинку и назовите трех сказочных персонажей, которые умели летать. С помощью чего они летали?
1. Гарри Потер – с помощью метлы. Джоан Роулинг «Гарри Потер»
1. Маленький мук – с помощью волшебных туфель. Вильгельм Гауф «Маленький Мук»
2. Питер Пен – волшебная пыльца с крыльев феи. Джеймс Мэтью Барри «Питер Пен и Венди»
Источники информации:
1. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» http://librebook.ru/ruslan_i_liudmila
2. Винни-Пух и все-все-все – сказка А. Милна в переводе Заходера http://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/vinni-puh-i-vse-vse-vse/
3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе Деканьки» http://iknigi.net/avtor-nikolay-gogol/67387-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-nikolay-gogol/read/page-1.html
4. Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» http://www.litmir.co/br/?b=22929
5. Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi/priklucheniya-neznajki-i-ego-druzej
6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» http://vseskazki.su/astrid-lindgren/karlson-kotoryj-zhivet-na-kryshe.html?start=5
7. Русская народная сказка «По щучьему веленью» http://oskazkax.ru/index.php?newsid=11
8. Русская народная сказка «Летучий корабль» http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-narodnie-skazki/letuchii-korabl-chitat.html
9. Лазарь Лагин «Старик Хотаббыч» http://lib.ru/LAGIN/hottab.txt
10. Мифы Древней Греции «Дедал и Икар» http://myths.kulichki.net/lostcivil/greece/myth0003/
11. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» http://www.miloliza.com/ckazki-uspenskogo-chitat-prostokvashino.html?id=1222:dyadya-fjodor-pjos-i-kot-mitya
12. http://deti.ledibashkirii.ru/
|