Разумова Лариса Михайловна, учитель изобразительного искусства, черчения и технологии, Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15», город Балаково Саратовской области.
Метапредметный подход в образовании на примере урока технологии
• Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс (конечно, с помощью учителя), направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике. Кроме того, при таком подходе, ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.
• Метапредмет – предмет, в котором изучается не только само знание по конкретным темам предмета, но и то, что дополняет эти знания, позволяет ученику включить своё воображение, фантазию. Ребёнок постигает смысл и ценности жизни, жизненные ситуации, учится применять к изучаемому предмету свой, пусть пока небольшой, жизненный опыт.
• Метапредметные результаты обучения – метампредметные результаты обучения заключаются в том, что ученики начинают свободно мыслить, действовать в рамках образовательного процесса, адаптируются к решению проблем реальных жизненных ситуаций. Я думаю, если такое обучение происходит на базе всех изучаемых предметов, то каждый ученик становится личностью.
• Метапредметная деятельность ученика – такая деятельность предполагает кроме изучения самого объекта познания, искать и находить необходимые понятия, образы, символы, которые помогут ученику осмыслить суть проблемы, предложенной ему. Хочу привести выдержку из документа «Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов» http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2754. Собственные изыскания и исследования ученика могут привести совсем к другим результатам решения проблемы, отличным от тех, которые могли предполагаться учеником первоначально до начала метапредметной деятельности. Причём разные ученики по-разному подойдут к конечному результату в силу разного уровня подготовленности, интеллекта, кругозора.
• Фундаментальный образовательный объект – главный, ведущий элемент содержания образования, представляющий собой всю совокупность окружающей среды в вещественном, предметном, пространственном и временном понимании слова. Эти совокупности отражают единство мира и реальность бытия. Эти объекты являются общими и для маленького ребёнка, и для взрослого человека, но воспринимаются по-разному. ФОО осваивается каждым учащимся индивидуально, творчески, с собственными выводами, результатами исследования (познания), в конечном итоге каждый ученик благодаря этому вырабатывает индивидуальную модель познания.
• Метапредметное задание – задание, которое побуждает ученика использовать при подготовке учебного задания по конкретному предмету знания из других предметов, жизненных ситуаций, личный опыт, фантазию, творчество, креативное мышление.
3. Фундаментальные образовательные объекты, изучаемые преимущественно средствами предмета технологии.
Предмет технология изначально неразрывно связан с окружающим миром, с предметной средой, в которой человек живёт. Образовательная область «Технология» является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Кроме освоения теоретического материала, много внимания уделяется работам прикладного характера. На уроках технологии ученики осваивают знания об объекте, субъекте, знания о предмете и результатах технологической деятельности. Поэтому, на мой взгляд:
1. ФОО для предмета технология являются предметная, информационная и технологическая среда обитания человека.
2. ФОО изучаемые одновременно на уроках технологии и на других предметах – это почти все знания, получаемые учениками при изучении предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла: растительный и животный мир, человек, культура, здоровье, гигиена, общение, труд, эпоха, среда обитания, пространство, электричество, цвет, орнамент, объём, знак, символ, обряд, машины и механизмы…
3. Метапредметные задания. (В качестве ответов на этот вопрос я использовала то, что мы с детьми уже наработали по проектной и исследовательской деятельности, сами того не ведая, выполняем, пусть пока не по науке, метапредметный подход)
3.1. В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта
В качестве фундаментального объекта для задания коробки от подарков, другие упаковки, бабины от скотча, баллоны от аэрозолей.
Что можно рассмотреть в этих ненужных уже предметах?
Подумайте, зарисуйте эскиз.
Создайте новый продукт.
Варианты:
- автомобиль,
- башня:
- замок;
- поезд;
Чтобы сделать задание более эвристическим можно предложить найти как можно больше вариантов использования этих ненужных уже предметов.
3.2. Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения)
Объект – лоскут ткани.
Вопросы: что это, для чего нужно, где видел? Как предлагаешь использовать?
Ткань, из неё шьют одежду, паруса для парусников, парашюты, а можно ещё сделать панно как поднос, или картину, как сказку, или шкатулку, как торт, или лампу-ночник.
Варианты:
3.3. Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета.
4. Рефлексия собственной деятельности во время работы над темой
Мне думается, что благодаря сущности нашего предмета, его практической направленности, мы уже где-то близко с метапредметным содержанием уроков. Я считаю, что такое образование в корне изменит всю систему. Все мы, наверное, сталкивались с такой проблемой, как ученики – «зубрилки». Тянут его тянут на отличника, он зубрит и зубрит, чуть не наизусть, а переходит в среднее звено и … Нужно начинать мыслить, понимать, а не просто выучивать, это ему сложно. Наверное, были у вас такие ученики, которые после начальной школы вдруг скатывались на тройки. Особенно я это чувствую на уроках черчения. Вот уж где без пространственного мышления никуда! Новые образовательные стандарты, надеюсь, научат и заставят ученика мыслить самостоятельно, без подсказок и зубрёжки. Конечно, и учителю придётся перестраиваться и учиться, учиться, учиться!
|