Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Технология » Разное


Опыт работы "Парная и групповая работа на уроках технологии при работе с бумагой"

СКАЧАТЬ (14.04 Mb) 03.02.2017, 09:46
Попова Марина Викторовна
учитель начальных классов, "Средняя школа №11" г. Палласовки Волгоградской области
Актуальность опыта
Почему меня заинтересовала эта тема? В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
 
- нет системы работы;
-нет методических пособий;
-конкретно – методические вопросы проведения с детьми уроков, на которых бы они создавали коллективные работы, разработаны далеко не достаточно.
 
Цели и задачи, решаемые в опыте.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности младших школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи.
Для того чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходим создать условия:  ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. В начальной школе я работаю уже 30 лет. Уже давно я поняла, что традиционная классно-урочная система не может справиться с решением таких проблем. Урок является основной организационной формой обучения в школе. Как сделать его интересным, запоминающимся, как привлечь школьников к активной работе? Каждый учитель находит свои разнообразные формы и методы «оживления» урока.
Наблюдая на своих уроках за детьми, я заметила, что ребятам очень нравиться работать сообща, поэтому всё чаще стала применять парные и групповые технологии.
Технология (от греч.τέχνη — искусство, мастерство, умение.
А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль.
Цель данной  работы: изучить особенности организации и использования парных и групповых  технологий в обучении предмета «Технология».
Задачи:
  1. Дать характеристику коллективным  технологиям
  2. Изучить особенности организации и использования коллективных технологий в учебном процессе.
3.Раскрать систему работы в парах и группах  в начальных классах на уроках технологии при   работе с бумагой и картоном.
Особенности организации и использования парной и групповой  технологии в учебном процессе.
Работа в парах (коммуникативные УУД)
Внимание этой проблеме уделяли в своих работах А.Г.Ривин – ввёл сотрудничество учащихся друг с другом, профессор В. К. Дьяченко (ученик Ривина), академик  М. Н. Скаткин и др. По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающихся и обучаемых.
-общение в паре ( один учит другого);
-групповое общение ( один одновременно учит многих);
           -общение в парах сменного состава ( каждый учит каждого).
На уроках я  организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися бо­лее слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комби­нированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в зна­ниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка вы­полнения работы пары «Ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы  хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса по теме «Бумага» и ответе на них.)
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Хочу выделить положительные стороны парной работы:
- развивается умение думать;
- ученики получают удовольствие от занятий;
-развивается  самостоятельность учащихся;
Групповая работа.
На традиционном уроке учитель сообщает ученикам новую информацию, дети пассивно слушают и, в случае если их спросят, отвечают на вопрос. Желательны правильные ответы. Поэтому ученики соревнуются друг с другом за право высказать ожидаемый ответ, признание учителя, определенный статус в классе, хорошие отметки. Я считаю, что групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. В группах рождаются споры,
обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии.
 Вместе с детьми мы установили подходящие для работы группы правила.
Например:
  1. Убедитесь, что в разговоре участвует каждый;
  2. Говорите спокойно и ясно;
  3. Говорите только по делу.
  4.  Качественно выполняйте работу (аккуратно, без ошибок), соблюдайте технику безопасности.
  5. Работайте дружно, будьте внимательными друг к другу, вежливыми,
При групповой работе каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы. Моя же роль наблюдать со стороны, быть готовой помочь, не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание. Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 2-3 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы (например,  «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?) При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно  лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга
Хочу выделить положительные стороны групповой работы
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений детей: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
– сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
– растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Психологами Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым выделены три формы организации совместной деятельности.
- совместно-индивидуальная (участники сначала работают индивидуально с учетом единого замысла, а на завершающем этапе деятельность каждого становиться частью общей композиции);
- совместно-последовательная (предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника);
- совместно-взаимодействующая(совместная работа ведется одновременно всеми участниками, действия согласовываются на каждом этапе).Приложение 1.
В своей практике я чаще всего применяю совместно-индивидуальную форму деятельности. Каждый ребёнок – участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть общей работы, индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Выполняя свою часть работы, ребёнок знает, чем лучше он сам выполнит то, сто ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.  Например, на уроке, в 1 классе, при изучении темы «Цветы и стрекозы», дети изготавливают стрекоз в этой технике каждый индивидуально и в конце урока прикрепляют их на доску и мелом изображают летний луг.
 В результате получается своеобразная выставка работ. Дети могут оценить и свою работу и работу товарищей, обсудить результат совместной деятельности. Композиции всегда получаются очень яркими, эффектными.
     В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И на мой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
Работа с бумагой и картоном в 1 классе
Уже в 1 классе в учебнике технологии на с. 32  дети учатся работать совместно. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Приложение 2
Класс делится на группы (пары) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание  и  выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Предлагаю детям договориться, какой пригласительный билет выберет один, а какой другой. После этого дети читают задание: «Сделай для друга пригласительный билет на новогоднюю ёлку». На уроках технологии в 1 классе, когда учащиеся ещё не ознакомились с приёмами разметки отрезков линий и углов по линейкам, они используют для разметки простые по формам и небольшие по размерам шаблоны (ёлочка, бабочка, геометрические фигуры) Приложение 3. Можно придумать свою фигурку. На этом уроке дети впервые знакомятся с термином «шаблон». Помогая друг другу, дети обводят шаблон на цветную бумагу, вырезают и приклеивают на картон, предварительно повторив правила техники безопасности с ножницами, клеем и карандашом. Приложение 4. Закончив работу, ребята дарят пригласительные билеты друг другу.
Завершая цикл работы с бумагой и картоном, я провела урок на тему «Лес нас кормит и лечит». Ребят поделила на 3 группы по желанию. В каждой группе дети выбрали командира. Они получили пакеты, в которых лежали шаблоны и задание .Командиры прочитали задание своей группе. Первая  группа разукрашивает и вырезает шишки, вторая грибы, третья малину. Ученики получают возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушают соседа. Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Дети могут делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.
По мере выполнения работ дети приклеивают шишки, грибы, малину  на большой ватман, где уже  нарисован лес. Получилась коллективная работа. Такие картины вызывают у детей восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского «Чего один не сделает, сделаем вместе». Приложение 5
Работа с бумагой и картоном во 2 классе.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического
учебного материала во втором классе начинается в учебнике  на с. 12.
Детям даю карточку – опору.
  1. Назовите тему, над которой будете работать
  2. Решите между собой
  • кто отвечает
  • кто проверяет
  1. Выполните задание
  2. Поменяйтесь «ролями».
Дети читают задание и работают в парах: «Рассмотри
рисунки. Расскажи, где и как используется бумага. Приведи примеры предметов, сделанных из бумаги». Предлагаю, согласно знаку-помощнику, высказать предположения. (ожидаемые ответы: «Дети делают из бумаги плавающие модели»; «Художник на бумаге рисует»; «Ученик пишет в тетради, сделанной из бумаги»; «врач делает записи об истории болезни больного в карточке из бумаги»; «Продавец торгует книгами, сделанными из бумаги»; «Секретарь выводит на бумагу напечатанный текст при помощи принтера».) Делаем вывод: многие предметы изготавливают из бумаги, Поэтому она используется человеком в разных областях деятельности с разными целями. сообщаю, что несколько уроков дети будут работать с бумагой и картоном. Приложение 6.
Как правило,  на уроках в школе дети работают индивидуально, каждый свою поделку,  аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности.
Так, в учебнике «Технология» Т. М. Рагоэиной во 2 классе на с. 62 ребята знакомятся с термином «оригами». Тема урока «Птицы. Динамическая модель». Приложение 7 Посмотрев компьютерную презентацию на уроке «Оригами из бумаги», ребята работают в паре по плану  - схеме. В конце урока дети собирают своих птичек в стаю и украшают ими класс. Получилась коллективная работа. Мы повесили её в классе. Она не раз привлечёт внимание детей, станет объектом разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов. Радостные чувства объединяют их. Приложение 8
Работа с бумагой  и картоном в 3 и 4  классе
Чем старше  становятся дети, тем задания в группах усложняются. В 3 классе в учебнике «Технология» на с. 34 дети работают в группах. Приложение 9. Тема урока «Новогодние игрушки»
Класс делю на 3 группы  по 8 человек в каждой. Дети выбирают командира. Командиры получают пакеты с заданием.
Задание1 группы. 1. Какие виды бумаги ты знаешь?
2.Что нельзя делать при работе с ножницами?
3.Для чего нужен шаблон?    
Задание для 2 группы. 1. Для чего нужен подкладной лист?
                                          .2.  На деталь нанесли клей. Что нужно сделать  дальше? 
                               3. Какие виды разметки ты знаешь?
Задание для 3 группы 1. Из чего делают бумагу?
                                           2. Где впервые появилось искусств оригами?
                                               3.В каком порядке выполняют аппликацию?
  Каждый ребёнок высказывает свою мысль.   При такой работе дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. После прослушивания всех вариантов каждая группа принимает окончательное решение. Командиры назначают выступающих.  Пока дети из 1 группы отвечают,  остальные  внимательно слушают, тем самым закрепляют материал. Затем дети работают с учебником. Каждая группа выбирает свою  новогоднюю игрушку, которую они будут делать. Дети работают дружно.  При необходимости вся группа оказывает  помощь товарищу.. Даже  слабые  ребята  тянулись   за  успешными  детьми и  старались быть нужными в  группе. А я  поощряла   ту команду, в которой царило дружелюбие, взаимопонимание  и работоспособность. Задания творческого характера, периодически предлагаемые учащимся, заставляют детей применять имеющиеся  у них  знания, умения, способы действия, использовать свой жизненный опыт. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары и группы по желанию.
Так, на своих уроках, я развиваю идею сотрудничества, реализую прин­ципы совместной деятельности, развиваю коммуникативные умения,
Благодаря коллективной работе ученики умеют:
-формулировать свою точку зрения;
-выяснять точки зрения своих партнеров;
-обнаруживать разницу точек зрения;
-пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Коллективная форма обучения имеет такой девиз: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех».
Заключение
 Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
Основными целями групповых технологий является обеспечение активности учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания.
В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов,  поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и контролировать знания.
Решила следующие задачи:
1.Повысить мотивацию и активизировать познавательную деятельность.
2.Развить навыки самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3.Снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач.
4.Улучшить психологический климат в классе.
После проведения нескольких уроков с использованием групповой работы школьникам была предложена анкета с вариантами ответов: « согласен»; «несогласен».


Категория: Разное | Добавил: popovamv | Теги: ТЕХНОЛОГИЯ, опыт работы
Просмотров: 5983 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог