В современной школе для педагогов важнейшими становятся умения организации самостоятельных работ для учащихся, определение критериев оценки проделанной работы, варианты оформления и возможности предъявления полученных результатов учебной деятельности учащихся. Необходим компетентностный подход, так как он является системным, междисциплинарным. Он характеризуется и личностным, и деятельностным аспектами, то есть имеет практическую (прагматическую) и гуманистическую направленность (И.А. Зимняя). Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании учебно-воспитательного процесса. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, что наиболее полно отвечает парадигме личностно ориентированного образования. Компетентностная модель образования ставит во главу угла междисципли-нарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. На первый план выдвигается проблема развития творческих способностей учащихся, знающих и умеющих соотнести свои знания и умения с требованиями жизни.
В широком понятии творческая личность – это человек, носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой порождается нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных людей, благом, «дарованным от Бога» или доставшимся «по наследству» от талантливых предков. На самом деле задатки творческих способностей присущи каждому человеку, любому ребенку и ученику. Поскольку сущность творческого процесса для всех людей одинакова, то разницу надо искать в его личностных психологических характеристиках. Каждый человек по-своему талантлив, умен, оригинален и интересен. Весьма ценным и необходимым свойством творческой личности является её настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело. Привитое ученику стремление доводить дело до конца впоследствии может стать его внутренней потребностью.
Умение сосредоточить своё внимание на какой-то проблеме или явлении – одно из важнейших условий успеха, в том числе в творческой деятельности. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать её. Мы должны научить логическому, но творческому мышлению, развивать чувства, умению понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой, спокойной, скромной и неброской. Нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить к тому, чтобы ученики были деятельными в своей жизни.
Педагогическая деятельность творчески работающих учителей учитывает многие факторы, которые развивают ребенка:
- Интересы ученика, личные качества, склонности. Ведь ребёнок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
- При выборе форм уроков учитывается то, что лучше всего может увлечь учащихся, а именно творчество, что особенно ярко проявляется в игровых уроках.
- На уроках ученик начинает самовыражаться, и поэтому ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить и поощрить нестандартный подход.
В творческом труде как раз и обнаруживаются не «случайные» различия между людьми, а подлинно человеческие. Они лежат не в генетической обусловленности «способных-неспособных», а в сущности самовыражения личности как уникальной, ни на что не похожей. В творческом труде человек создаёт и внешний уникальный (новый, небывалый до него) продукт, и собственную индивидуальность (непохожесть, небывалость). Не творческий, рутинный труд «стёсывает» индивидуальность, ограничивает возможности её внутреннего развития. И тогда различия переносятся вовне – в одежду, в манеру, в моду. Афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую» уже сегодня можно было бы выразить по-иному: «Разумно мыслю, действую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Человека, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле». Творческий уровень знаний – это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Одно из требований, предъявляемых к процессу обучения - ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Для развития творческого потенциала необходимо формировать уверенность в своих силах, веру решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на неуспех. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Во время уроков технологии ученикам интересно придумывать свои композиции, которые развивают фантазию, творческое воображение, стремление к красоте, что важно не только в работе, но и в повседневной жизни. Ведь творчество и красота неразделимы. Красота – это внутренний свет человека, пробудивший к действию, жаждущий творческого воплощения. Люди привыкают к чудесам быстро, и они входят в наш быт просто, становятся необходимостью цивилизованного человека. Красота утверждается руками человеческими. Вводить прекрасное повсюду – такова обязанность человека, призванного к творчеству. Прежде чем выполнять работы, которые выполняются аппликацией на ткани, учащиеся слушают музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов», А. Вивальди «Времена года», из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, создающую соответствующий настрой. Музыкальное оформление урока помогает создать своеобразный эмоциональный декоративный эффект. Учащиеся используют готовые формы, окрашенные в определенные цвета для создания сюжетных изображений. Такие уроки способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с материалами, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры. Рождается немало творческих проектов, таких, как, например, «Лепка из шерсти». Эта работа по описанию ученицы приносит моральное и эстетическое удовольствие тому, кто занимается изготовлением валяных изделий: «Получаемые вещи очень душевные не только визуально, но и на ощупь. А богатая фантазия поможет владеющим этой техникой превратить каждое изделие в рукотворный шедевр». Работа с бисером «Бисероплетение. Фиалки» показала школьнице, что «бисер требует столько же усилий и самоотверженности, сколько требуется для достижения высокого уровня художественного произведения. Как и в прочих творческих занятиях, вы можете взглянуть на готовое понравившееся вам украшение или изделие, и подумать – «Я смогу сделать это!», но начав работать, вы скоро обнаружите, что это не так легко, как кажется». Урок «Если жить, то только красиво!» о дизайне одежды вызвал необычайный интерес у обучающихся, и некоторые из них приготовили замечательные проекты «Жить красиво!», «В человеке все должно быть прекрасно…», в которых рассуждали о профессии дизайнера одежды, о значимости одежды для людей, а особенно для женщин, пришли к выводу «Главная задача любого современного предмета, независимо иголка это или архитектурное сооружение, – создать атмосферу физического и душевного комфорта для человека. Человек был, остается и будет главным потребителем, ценителем всего, что его окружает». И это далеко не все творческие работы, которые хотелось бы перечислить в данной статье.
О важности мелкой моторики говорит тот факт, что центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображение – то есть ключевые способности, - тесно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому так разнообразна деятельность на уроке – ученицы знакомятся в процессе обучения с такими видами занятий, которые позволяют наиболее полно и многогранно работать руками: бисероплетение, шитье, вышивание, валяние, макраме, вязание крючком, выполнение декоративного дерева - топиария.
Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Так, некоторые ученицы задумываются о том, чтобы создать школьную выставку собственных работ, обдумывают возможность продажи изделий с пожертвованием на благотворительность, подумывают об участии в различных творческих конкурсах и фестивалях. А самое главное, рефлексия детей показывает, что такие уроки обогащают внутренний мир, заставляют задать себе очень важные вопросы: о мире, о людях, живущих в нем, об их роли в этом мире, на которые они стараются искать ответы в глубине своей души.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики – творческая деятельность учащихся, - следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто все ученики состоят из потенциальных творцов.
|