Открытое учебное занятие «Мы на железной дороге» для младших школьников
(1.97 Mb)
| 26.01.2014, 09:52 |
Марамыгина Елена Анатольевна |
педагог дополнительного образования, МОУ ДОД "Центр детского творчества" |
Цель: формировать у обучающихся навыки изготовления аппликаций на основе геометрических фигур с элементами художественного конструирования. Задачи: Образовательные: - закрепить навыки изготовления аппликации на основе геометрических фигур, навыки экономного расходования материала, приёмы составления композиции; - углубить знания об изготовлении аппликации с элементами художественного конструирования; Развивающие: - развивать чертёжно – графические умения и навыки; - совершенствовать умения выполнять технологические операции при работе с бумагой, циркулем, ножницами и клеем; - развивать познавательный кругозор обучающихся о наземном транспорте и российской технике; Воспитательные: - воспитывать аккуратность, точность, экономность, художественно–эстетический вкус. Тип занятия: комбинированный. Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально групповая Методы и приёмы: словесный, наглядно – демонстрационный, практический, рефлексия, разгадывание загадок, викторина. Дидактическое обеспечение: образец поделки панно «Поезд», иллюстрация «Принцип работы первых паровозов», выдержки из познавательной беседы об изобретателях паровозов Черепановых, Джордже Стефенсоне- аппликации отдельных частей панно (в увеличенном виде), графические рисунки отдельных деталей (на доске), книга «Энциклопедический словарь юного техника». Формы контроля: наблюдение, мини - выставка, оценка и анализ работ, взаимоконтроль, обсуждение. Оборудование, материалы и инструменты: ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаш, цветная бумага и картон. Предварительная работа: домашнее задание: повторение приемов изготовления аппликации на основе геометрических фигур, приёмов составления композиции, правил ТБ при работе с колющими и режущими предметами, клеем. Подготовка рассказа об изобретателях паровоза, о железной дороге, о видах ж/д транспорта. План занятия: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия. 3. Рассказ об истории изобретения паровоза. Знакомство с литературой о технике. 4. Вводный инструктаж. 5. Практическая работа. 6. Подведение итогов занятия. Анализ изделия. Выставка творческих работ обучающихся. Разгадывание загадок о железнодорожном транспорте. Викторина «Мы на железной дороге». 7. Рефлексия. Ход занятия. 1. Организационный момент. Приветствие обучающихся и гостей занятия. Формирование временных творческих групп по желанию в количестве 3 человек. Распределение обязанностей, объёма работы среди обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, повторение правил поведения на занятии. - Ребята, все ли принесли коробки от конфет? У всех ли есть циркуль, линейка, цветная бумага, ножницы, клей? 2. Сообщение темы, цели и задач занятия. 3. Рассказ. Дети зачитывают сообщения, подготовленные по темам: «Изобретатели паровозов Черепановы, Джордж Стефенсон», о железнодорожных станциях, железнодорожных путях, железнодорожном транспорте (локомотивы, вагоны), «И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле». Знакомство с литературой о технике. 4. Формирование ориентировочной основы деятельности. Прогнозирование работы. Разработка технологического плана. Беседа. Вопросы детям: - Прежде чем приступить к конструированию панно, давайте рассмотрим все детали аппликации (сколько объёмных, какие плоские геометрические фигуры есть, сколько их). - Ребята, посмотрите внимательно на образец работы. Все ли детали сделаны на основе геометрических фигур? (рассматривают детали). Из каких фигур состоят детали? - Как составить паровоз? (рис. приложение) - Как вы думаете, для какой детали панно подходят эти геометрические фигуры? (рис.приложение) Как их составить вместе, чтобы получилась какая - либо фигура? Какая фигура на панно состоит из показываемых геометрических фигур? (рис приложение) Ответы детей. - Ребята, вам было дано домашнее задание: повторить приемы изготовления аппликации, составления композиции. Давайте вспомним советы умелых ручек, что рекомендуется сделать, прежде чем приступить к выполнению аппликации: • подумать, что в работе главное, на чём ты хочешь сосредоточить внимание, а что второстепенное; • начиная работу, сначала найди размер и расположение основного элемента; • следи, чтобы второстепенные детали не выглядели оторванными, дополняли и подчёркивали выразительность главного; • намечай рисунок лёгкими линиями, чтобы нетрудно было его изменить, стереть, поправить; • только после того как ты нашёл удачное сочетание всех элементов, переходи к разработке деталей. - С чего начинается работа над аппликацией? Ответы детей. - Правильно, с выбора фона. - Вспомните, что может нам сказать фон аппликации? Ответы детей: с помощью изменения цвета фона можно изобразить день или ночь, обозначить время года или географическое положение (теплые или холодные края), дополнив затем некоторыми деталями, можно сделать сложный двух -, трёх -, четырёхцветный фон. - Чертите основные детали только по линейке, помня об экономном расположении геометрических фигур на бумаге. Параметры паровоза даны на доске, остальные детали изготавливаете самостоятельно. Не забывайте, что вначале вырезаете все детали, только после этого приклеиваете их к фону. Обратите внимание на рациональное расположение деталей при составлении композиции. Осмысление содержания и последовательности выполнения практических действий при конструировании. Вопросы детям: - Посмотрите на образец и определите последовательность выполнения работы. Кто нам расскажет, как это сделать? - Как из прямоугольника сделать цилиндр? Ответы детей. Вводный инструктаж. Повторение последовательности выполнения технологических операций. Инструктаж по ТБ. Опрос обучающихся по правилам ТБ. - Вопросы есть? Приступайте к работе. 5. Практическая работа. Обучающиеся выполняют работу по конструированию панно «Паровоз». Практическая работа обучающихся осуществляется по образцу с творческим переосмыслением. Используется метод дифференцированного подхода (предоставление свободы выбора конструируемой поделки, выбора уровня сложности изготовления). По заданным параметрам обучающиеся изготавливают только поезд, остальные детали конструируют самостоятельно, самостоятельно выбирают цвет и бумагу для деталей панно, распределяют работу в группах. Педагогом осуществляется дозированная помощь при необходимости. Физкультминутка. Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку. Раз-два, раз-два, раз-два-три, да не упади, смотри. (дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу) Наклоняемся вперёд. Кто до пола достаёт? Эту сложную работу Тоже делаем по счёту. (наклоны вперёд) Чух-чух, запыхтели мы и поезд тронулся. (вращение согнутыми в локтях руками) Поактивнее, ребята. Давайте ножками подвигаем. В коленях их сгибаем и ходу прибавляем. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (приседания) Всё, закончилась зарядка. Мы пройдёмся для порядка. (ходьба на месте) Всем помашем мы рукой, Улыбкой озарим, (машут обеими руками друг другу и улыбаются) Остановимся и снова Мы к занятиям готовы. (дети садятся за парты). 6. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Оценка, самооценка и взаимооценка выполненных работ. Анализ изделий. Выявление общих и индивидуальных ошибок. Поощрение, похвала. - Ребята, посмотрите внимательно на работы и подумайте, какое панно вы повесили бы у себя дома? Почему вы выбрали именно эту поделку? - Вам хочется сейчас изменить свою работу, внести что - то новое? - Работа завершена. Приведите в порядок свое рабочее место. Разгадывание загадок о железнодорожном транспорте. Педагог: - Ребята, вы ответственно, творчески отнеслись к выполнению работы. Молодцы! А сейчас мы с вами узнаем, кто из вас лучший знаток железнодорожного транспорта, будем разгадывать загадки, проведём интеллектуальную викторину «Мы на железной дороге». Бежит конь, из ушей дым столбом валит. До чего народ доходит, Сто верст промахал, ничего не видал. Что за лошадь, что за пес, Ест дрова, а не овес. Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз) Железные избушки держатся друг за дружку, Одна с трубой тянет всех за собой. Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит. Конь добрый, хвост долгий, Грива густая, башка пустая. Бежит — не устанет, а ляжет — не встанет. (Поезд) Полотно, а не дорожка, Конь не конь — сороконожка, По дорожке той ползет, Весь обоз один везет. (Железная дорога) - Какие ещё загадки, истории вы знаете о железнодорожном транспорте, железной дороге? Викторина «Мы на железной дороге». • Как поезд предупреждает о приближении? (гудком, звуковым сигналом) • Какие бывают поезда? (грузовые, пассажирские) • Какое количество вагонов может быть у грузового поезда? ( 40 - 50 и более вагонов) • Какое количество вагонов может быть у пассажирского поезда? (15—16 цельно металлических вагонов) • Как называются вагоны в пассажирском поезде? (плацкарт, СВ, вагон – ресторан) • Как называются вагоны в грузовом поезде? (платформа, цистерна, крытые вагоны, открытые вагоны, полувагоны, вагоны-холодильники) • Кто помогает машинисту? (помощник машиниста) • Где останавливается поезд? (на ж.д.станциях, вокзалах, у светофора) • Кто в России первым построил железную дорогу и паровоз? (Черепановы) • Когда в России был построен первый паровоз? (в1834г. отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми) • Кто везет вагоны? (локомотив) • Какие бывают локомотивы? (паровоз, электровоз, тепловоз) • Что такое железнодорожное полотно? (железная дорога) • Из чего строят железную дорогу? (Шпалы, рельсы, гравий) • Что железное, а что деревянное: шпалы, рельсы? (рельсы – железные, шпалы – деревянные) • Что такое «сухопутный пароход»? (паровоз) • Какая была скорость первого «сухопутного парохода» - паровоза? (всего 15 км/ч) • Чем паровоз отличается от поезда? (паровоз работает на угле, а поезд – на электричестве) • Чем поезд отличается от электропоезда, электрички? ( поезд и электропоезд одно и тоже, электропоезд и электричка имеют одно и тоже значение, электричка – местного значения, есть только сидячие места, работает на электричестве…) 7. Рефлексия. Вопросы детям: - Что нового вы узнали на сегодняшнее занятие, что особенно запомнилось? - Что было самое интересное? - Испытывали ли вы трудности при изготовлении панно, при работе в группах? Лист рефлексии: Подчеркните, пожалуйста , те состояния, которые вы испытывали в процессе сегодняшнего занятия: интерес скука беспокойство удовольствие эмоциональный подъем раздражение - Молодцы, ребята! Благодарю вас всех за работу на занятии. По-моему, сегодня вы замечательно поработали, со всем хорошо справились, творчески отнеслись к работе. Весь текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: эльмар
|
Просмотров: 4308 | Загрузок: 174
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|