Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурс "Человек. Вселенная. Космос" » Методические разработки


Арт-терапия как одно из эффективных средств развития познавательной и речевой сферы детей с ОВЗ

СКАЧАТЬ (22.8 Kb) 15.05.2021, 12:10
Сидоренко В.С., Коваленко О.С.
педагог-психолог, учитель-логопед-дефектолог, ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева, образовательная программа дошкольного образования
   Дети с ОВЗ — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического и психологического внимания.
   Наряду с основными речевыми трудностями у этих детей отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР часто отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Поэтому работа учителя-логопеда выстраивается в непосредственном взаимодействии с педагогом-психологом и конечно же воспитателем.
    Передо мной, как педагогом-психологом, встала необходимость обучения специалистов и воспитателей техникам и приёмам арт-терапии. 
Ведь арт-терапия ускоряет преодоление речевых недостатков; позволяет каждому участнику оставаться самим собой; не испытывать неловкости от сравнения с более успешными детьми; учитывать индивидуальные особенности.
   Формирование связной речи является одним из основных направлений совместной  работы педагога-психолога и учителя - логопеда.
   На своих занятиях по развитию речи мы часто используем различные техники арт-терапии. Совместное рисование побуждает ребенка к общению и способствует выработке необходимых коммуникативных навыков, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, способствует развитию связной речи.
    Итогом арт-терапии всегда является какой-либо творческий продукт, с помощью которого я и работаю над развитием речи детей. Специальное внимание уделяю формированию навыков описания предметов. Коммуникативной задачей высказывания-описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определённой последовательности и отражаются в рисунках детей.
    При составлении рассказа по творческой работе можно вносить определенные элементы усложнения, предлагая детям дополнить некоторые эпизоды, придумать собственные варианты начала (конца) рассказа и нарисовать недостающий фрагмент. Направить ребёнка на придумывание дополнительных фактов, эпизодов, помогают наводящие вопросы. 
    Сегодня мы продемонстрируем вам одну из таких нетрадиционных техник. Называется она - монотипия. Представляем вашему вниманию мастер - класс «Космос».
    Для начала мы с вами немного погрузимся в тему нашего рисования. Космос - это огромная загадка для всего человечества. Мысли о миллиардах планет и систем захватывают дух не только у взрослых, но и у детей. 

Ведущий: Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?
- Тогда нам нужно отгадать космические загадки:

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … . (Земля)

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … .(комета)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … . (Луна)

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … . (метеорит)

Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .(Млечный путь)

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … . (ракете)

Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (космос)
     
Ведущий: Обратите внимание на экран. Какими красками изображён космос на этой картинке? 
Ведущий: Сейчас мы с вами будем сами будем делать космическую картину. Перед вами лежат плиточки. Обмакните кисть в воду и затем опустите в цвет, наиболее приятный в данный момент и поставьте несколько клякс на плитке. Заполните краской всю поверхность плитки. Можете добавить разных цветов, но перед этим не забудьте промыть кисть. Если рисуете акварелью, то берите побольше воды. Если рисуете гуашью — побольше краски. Положите лист бумаги на плиточку и прижмите хорошенько, а затем снимите лист плавным или резким движение (как больше нравится). Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Получился фон для нашей космической картины.
     А теперь наполним нашу заготовку космическими объектами. (На столах лежат маленькие картинки: изображения планет, звёзды, ракеты, космонавты, созвездия, спутники и т.п.).
       Выберите космические объекты и приклейте их на заготовку.
    Сверху сделаем млечный путь. Обмакнём кисть в наиболее понравившуюся краску и разбрызгаем её на нашу космическую картинку. Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Ведущий: Посмотрите, какая красота получилась у вас, мы дадим картине высохнуть.
Дальнейшая и основная работа по развитию речи на основе полученного рисунка.
Вопросно-ответной форме.
Что за картинка у тебя получилась?
Какие космические объекты изображены на твоей картине?
Давай придумаем историю о космосе.
Моё космическое путешествие!!!!

Процесс творчества сопровождается музыкой для позитивной релаксации. 

Заключительная часть

Ведущий: Подобную работу можно провести по любой лексической теме, нужно только подобрать вопросы, задания и упражнения.

Подобные занятия способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Дети учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения соответствующей структуры, объединять предложения в связное, последовательное сообщение.

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития речевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. 
Творите вместе со своими детками и экспериментируйте с материалами! 

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.    Воронова А. Арт-терапия для детей и родителей. – Издательство: Феникс, 2013.
2.    Шемякина Н. Стихи о космосе. 


Категория: Методические разработки | Добавил: Valeriya
Просмотров: 325 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог