Ознакомление обучающихся в группе продленного дня с родным краем посредством экскурсии в достопримечательные места.
Лапшина Мария Владимировна,
воспитатель группы продленного дня
МБОУ Часцовская СОШ
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна
(П. Синявский)
В настоящее время, когда воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения становится важнейшей задачей образовательной политики государства (в Стандарте второго поколения чувство гражданской идентичности и патриотизм определены как результаты воспитания), это воспитание должно быть направлено, в первую очередь, на изучение природы, истории, традиций той местности, где родились и проживают учащиеся школ.
Знакомство со своей малой родиной должно начинаться на уровне дошкольного образовательного учреждения и продолжаться при обучении в школе. Благодаря этому ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Он ощущает чувство гордости за то, что является частью великой страны и у него появляется желание продолжать деятельность своих предков, прославлять свою землю.
По подсчетам психологов дети осваивают только 10% того, что слышат, 50 % того, что видят и 90% того, что делают. Поэтому приоритетной формой работы в школе по изучению родного края служит – ЭКСКУРСИЯ.
В связи с загруженностью учебного процесса, рациональным решением вопроса о невозможности проведения экскурсий в учебное время, является их организация в группе продленного дня. Родители в современном обществе зачастую не могут выделить время на ознакомление ребенка с той местностью, где проживает их семья, и это еще один стимул для проведения экскурсий в группе.
Основываясь на анализе словарей и различной туристической литературы, можно определить экскурсию как коллективную поездку, поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительской целью.
В ХVIII веке передовые российские просветители высказывались за целесообразность проведения с детьми экскурсий на природу. Благодаря деятельности этих ученых школьные экскурсии нашли отражение в двух документах: Устав народных училищ 1786 года и Школьный устав 1804 года. В этих документах указывалось на необходимость устроения прогулок-экскурсий в природу и посещение мануфактур.
В настоящее время за счет расширения школьной программы значительно увеличилась нагрузка на детей. Поэтому экскурсия во внеурочное время предназначена для достижения одной из целей – оздоровление детей, восстановление их сил, в том числе посредством общения с природой.
Однако главной целью экскурсии в группе продленного дня является дополнительное обучение, познание мира.
Основываясь на том, что учитель хочет донести до детей, на объектах показа, можно выделить следующие виды экскурсий по родному краю:
1. Природоведческие. Походы в природу с целью ознакомления с природными явлениями, особенностями местности в различное время года; посещение памятников природы.
2. Исторические. Экскурсии, связанные с историческим прошлым родного края: событиями, личностями, легендами.
3. Литературные. В этом виде экскурсий учащиеся знакомятся с известными поэтами, писателями, прославившими свою землю и литературными произведениями, в которых идет речь о родине.
4. Производственные. Проведение таких экскурсий актуально, если поселок, село или район города имеет какое-либо производство, если история происхождения местности связана с заводом, фабрикой или ремесленными работами.
5. Архитектурно-исторические. Развивают художественный вкус, обогащают духовный мир, воспитывают уважение к труду и чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого.
6. Событийные. Это посещение различных мероприятий, традиционных для местного населения.
Процесс подготовки и проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:
1. Определение темы экскурсии.
2. Постановка целей и задач. Цель — это то, к чему следует стремиться, тот результат, которого хочет достичь учитель по окончанию экскурсии. Ей подчиняется всё, что рассматривается во время экскурсии.
3. Отбор экскурсионных объектов. Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия для экскурсантов. В качество объектов показа используются сооружения, здания, памятники культуры и природы, события. При выборе стоит учитывать сохранность памятников, их познавательную ценность, место расположения. Не следует стремиться к увеличению числа объектов и посещению объектов, не связанных с темой экскурсии, это пагубно повлияет на усвоение детьми материала. В группе продленного дня следует организовывать экскурсии с 2-3 объектами показа.
4. Составление маршрута, пути следования группы. Он строится по хронологическому и тематическому принципу. Необходимо сделать маршрут компактным, чтобы не допускать длительных переездов, переходов; отказаться от повторного прохода на одном и том же участке.
5. Изучение литературных источников по теме экскурсии. Любой экскурсовод, не важно профессионал он или простой школьный учитель, должен доносить до детей только достоверную информацию и факты. Для этого при подготовке к экскурсии нужно изучить литературу, связанную с темой предстоящего похода, прогулки.
6. Консультации специалистов. Источниками информации могут служить не только книги, но и люди. При изучении родного края большую роль играют уроженцы данной местности: старожилы деревень, ветераны войны, ветераны труда, почетные жители городов и сел.
7. Работа с экспозициями и фондами музеев. Если на территории, которую изучают школьники, существует музей, и тематика его связана с готовящейся экскурсией, то учителю это только в помощь.
8. Написание контрольного текста экскурсии. Обязательным условием для организации экскурсии со школьниками младших классов является тщательный подбор текста. Он должен быть понятным, интересным, с включением в него шуток, загадок, стихов и др. Так же в нем должна проглядываться связь с образовательной школьной программой.
9. Комплектование портфеля экскурсовода. Портфель экскурсовода – это комплект наглядных пособий, который дополняет или восстанавливает недостающие звенья зрительного ряда. В него могут входить рисунки, чертежи, старые фотографии, географические карты.
10. Выбор методических приемов проведения экскурсии. При выборе приема проведения экскурсии стоит учитывать возраст экскурсантов, количество человек в группе. В связи с этим можно выделить наиболее подходящие для групп продленного дня методы: иллюстративно-созерцательный, исследовательский, метод поисковой игры.
Я считаю, что на сегодняшний день самым эффективным способом знакомства школьников с родным краем является организация экскурсий. Благодаря ей дети в легкой для восприятия форме смогут изучить и запомнить материал, связанный с историей своей Родины в рамках активной работы групп продленного дня.
Список использованной литературы
1. Бакулин В. М. «Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей». Начальная школа Плюс-Минус, 2001 г.
2. Зачем нам краеведение/ Александр Троцкий. Электр. журнал Заполярная правда №13 от 31.01.2019 Режим доступа к журн. URL: http://gazetazp.ru/2019/13/9/
3. Г. П. Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». Издательство Ростовского университета, 1968 г.
4. Школьные экскурсии их значение и организации/Сборник научно-педагогических статей под ред. Б.Е. Райкова. Государственное издательство, Петербург, 1921 г.
|