Всем известно, что наша школа особенная. Контингент вечерней школы достаточно сложен. Состав учащихся является весьма пестрый по возрасту и социальному статусу. Основную часть современного контингента учащихся школы сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных школах, это дети с общей педагогической запущенностью, негативным отношением к учебной деятельности, это взрослые люди с большим перерывом в учебе, с утратой навыков учебной деятельности. Поэтому наша главная задача заинтересовать и подростков, и взрослых, поднять у них мотивацию к обучению, поверить в свои силы и в необходимость получения образования. Опытные учителя-вечерники знают, что восстановление доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычно-приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый – Взрослый».
На сегодняшний день вечерняя школа не имеет специальных программ по предметам, нет методических разработок и рекомендаций, не предлагаются технологии работы в условиях вечерней школы. Школа пользуются учебниками, учебными пособиями общеобразовательных школ, которые не в полной мере соответствуют специфике вечерних школ.
Организация учебного процесса в вечерней школе строится на принципах дифференциации и индивидуализации. Прежде всего, необходимо устранить пробелы в знаниях у тех, кто приходит в нашу школу. Сложившаяся система зачетов на уроках наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного подхода. Весь программный материал по каждому предмету мы распределили на определенное число разделов. Каждый раздел характеризуется целостностью и законченностью. Он может состоять из нескольких взаимосвязанных тем или одной темы. При определении объема методические объединения школы четко обозначили, какими понятиями, теориями должен овладеть каждый ученик; какие факты необходимо освоить учащимся прочно и глубоко; какими умениями, рациональными приемами познавательной деятельности должен овладеть каждый; в чем выражается уровень развития знаний о ранее полученных понятиях, теориях, законах.
Дидактическая запущенность – серьезный барьер для восстановления учебной деятельности. Она то и составляет первую заботу вечерней школы. Довольно длительный период (до относительно полного восстановления навыков учебной деятельности) вечерняя школа работает в режиме, близком к коррекционному обучению.
Так, например учителя русского языка разработали систему интенсивного повторения орфографических и пунктуационных правил русского языка, так как без этого невозможно приступить к изучению программного материала. Учителя математики используют диагностические карты, для анализа динамики достижений учащихся. В некоторых классах проводится входной зачет на знание навыков вычисления простейших арифметических выражений. И при этом к сдаче единого государственного экзамена учителя готовят в 2017 году 177 учащихся.
Наряду с традиционными подходами к обучению и воспитанию, такими как реальный выбор учащимися темпа учебной деятельности (типовой, ускоренный), возможностью выбора форм обучения (очное, заочное, индивидуальное), выбором удобного времени школьных занятий (дневная смена, вечерняя, обучение с переходом из одной смены в другую) мы внедряем и инновационные методы. В этом нам могут помочь продуктивные технологии. Конечно, мы делаем пока только первые шаги в этом направлении.
Учителя школы используют на уроках продуктивные технологии. Главная новация продуктивной технологии - усиление роли практики. Основная цель — увеличение времени активной работы каждого ученика, развивает у учащихся умений мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, умению находить подходы к решению проблем, критически мыслить, формирование коммуникативных компетенций. На уроках учителя используют обучающие структуры, такие как, «Опроси-опроси-обменяйся карточками», «Модель Фрейера», «Обсуждение вопросов в команде» и другие. Одним словом все средства хороши, кроме скучных. Сложности бывают из-за того, что учащиеся не могут уложиться в то время, которое отведено на выполнение того или иного задания. В одной группе оказываются ученики разного уровня подготовки. Сильные ученики благодаря способностям быстро восстанавливают знания, а слабые можно сказать, начинают с нуля. Им необходимо уделять больше внимания и оказывать поддержку. В данной ситуации учителю важно учитывать и поддерживать познавательный интерес учащихся и индивидуальный темп их работы на уроке.
Лозунг «Учить на уроке» в очных классах школы взрослых воспринимается как обязательная составная часть педагогического процесса. Что касается очно-заочного и особенно заочного обучения, то оно поднимает роль домашней самостоятельной работы и превращает ее в основу учебной деятельности.
Над чем мы работаем сегодня? Мы вплотную подошли к необходимости внедрения дистанционного обучения. Это связано с учащимися заочниками, которые не могут регулярно посещать школу. При этом важно отметить, что должное место занимает большая подготовительная работа со стороны учителя. Например, учитель истории и обществознания использует ресурсы социальной сети «В контакте» для работы с учащимися по своему предмету. На своей странице учитель размещает ссылки на образовательные электронные ресурсы в помощь учащимся. Это ссылки на сайты, учебники, тесты по темам и другое. Этот материал постоянно используется при выполнении домашних и дополнительных заданий, при получении зачетов по теме. Такую же практику применяют учителя физики, математики, информатики.
В современных условиях возрастает социальная роль вечерней школы. Педагогически запущенным ученикам мы помогаем реализоваться в жизни. Не только обучение, но и воспитание у нас ориентировано на эту цель. Наши ученики, несмотря на невысокий уровень школьной подготовки, активно участвуют не только в городских, но и в областных конкурсах творческих работ и занимают призовые места. Это позволяет им поверить в себя. Работа эта ведется в основном через молодежное объединение «Новое поколение». С 2016 года издается школьная газета, где печатают свои стихи и прозу талантливые ученики.
Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Классные руководители используют информационные сайты по профориентации с целью организации деятельности школьников, направленной на содействие их профессиональному определению.
Конечно, несмотря на большие трудности, с которыми сталкиваются учителя нашей школы, мы выполняем социальный заказ общества - доучивать и воспитывать всех тех, кто по каким-то причинам не смог получить образования в дневных школах, ПТУ или техникумах. И вечерняя школа выполняет его добросовестно, приспосабливаясь к меняющимся социально – экономическим условиям и вызовам времени.
|