Применение современных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
- Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующих задач:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла я использую на различных этапах урока и типах уроков.
Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я создаю электронное сопровождение в виде презентации.
Особенно важна наглядность, которую можно представить в презентации, при подготовке к сочинению по картине. Репродукция картины крупным планом на Интерактивной панели помогает рассмотреть отдельные детали изображения. Также на презентации можно представить подборку рабочих материалов к сочинению, план.
На этапе изучения нового материала на некоторых уроках я предлагаю посмотреть готовый видео-урок, представленный в videouroki.net›, infourok.ru, urokirusskogo.ru›, resh.edu.ru.
На этапе закрепления использую тренировочные задания из уроков в РЭШ, Якласс. Учащиеся с удовольствием работают на интерактивной панели и на ноутбуках, выполняя различные виды заданий по изученной теме.
На этапе контроля удобно использовать онлайн-тесты на сайте onlinetestpad.com›, gramotei.online›. Можно быстро проверить степень усвоения материала. Учителю это экономит время на проверке работ, ученик сразу может узнать результат.
На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет.
Интерес вызывают у школьников различные видеофрагменты (например, фрагменты из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»- в 10 кл., мультфильм «Ночь перед Рождеством»- на уроке внеклассного чтения в 5 кл. и т.п.), музыкальные отрывки, стихотворения и прозаические произведения в исполнении профессионалов.
Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют познавательную деятельность школьников.
На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов существенно решает проблему наглядности. При изучении биографии писателя можно совершить онлайн-экскурсию по литературным местам или в дом-музей писателя, поэта
(на сайтах ourkidsfamily.ru› , mlitera.jimdofree.com›, elducation.ru).
Использование ЦОС на уроках русского языка и литературы позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.
Возможности, которые дают цифровые технологии:
- автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернингапс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР (рекомендовано «Учитель года»).
- мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
- интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.
- совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
- статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
- разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
|