Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


«Казахская инструментальная музыка».

· СКАЧАТЬ () 05.12.2014, 21:51
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
Ресурсный Центр Дополнительного образования школа искусств №2
Статья на тему: «Казахская инструментальная музыка».
Подготовлена преподавателем казахского народного отделения: Зважий И.Н.
Караганда 2012 г.

Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культура этих народов имела много общего и была объединена единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами. Инструментальное искусство родственных тюркских народов являет собой единую музыкальную культуру, в которой казахские күй, киргизские күй и туркменские сазы, как бы представляют различные исторические стороны одной инструментальной традиции.
Кюй -это инструментальная пьеса программного характера. Все күй отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами күйев связаны особенности образного строя музыки. Каждый күй раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.
Содержание күев самое разнообразное. Один из них передает философские раздумья юойши о смысле жизни (Даулеткерей «Жигер» - «Энергия», Казангап «Кокил»- «Мелодия моей души», Усен-торе «Оттин дуние, кетги дуние»- «Прошлое моей души»), другие представляют тонкие психологические портреты людей (Курмангазы «Туремурат»- имя, Мамен «Акшолпан», Дина «Асем коныр»), третьи воспевают красоту степных посторов и родного края (Курмангазы «Сары-Арка»- «Золотая степь», Таттимбет «Саржайляу»- «Золотое пастбище», Богда «Жем суюнын таскыны»- «Бушующий Жем»).
Многие кюй повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Курмангазы «Аман бол, шешем, Аман бол»- «До свидания, мама, до свидания», особую группу составляют юои, посвященные животным и птицам (Народные юои «Боз инген»- «Верблюдица», «Тельконыр»-кличка коня.
Фактически кюи передают всю сложную и могогранную картину мира кочевников.
Самым любимым инструментом казахов была домбра. Домбровые кюи переходили из одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знание о природе человека.
История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровые кюи отразили многие исторические события,сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан). Кюи токпе и шертке различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западноказахстанские кюи отражают яркие драматические события, характеризуются волевые, сильные образы. Отличительная черта всех западных юоев форма-схема, организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам — бас буын, орта буын и сага. Определяющий стиль и особенностью является и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами, отличаются огромным разнообразием.
Кюи традиции шертпе характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звуко-извлечение пальцами. Содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний фольклерный пласт музыкальной культуры. Происхождение этих кюев было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество кюйши относится к новой,
более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Искусство каждого юойши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал рассказ, в который включали эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения: в ангеме юойши стали указывать, какому событию были посвящены юои, рассказывали они и историю возникновения того или иного кюя.
Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроение.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь юои звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых оранжировках. Многие современные юои отражают событие нашей действительности. Однако юои, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.anna.kollens@mail.ruMy WebPage[hide][color=blue][size=16][u][i][b]

Категория: Разное | Добавил: мурзик
Просмотров: 2167 | Загрузок: 579 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог