«Казахская инструментальная музыка».
· ()
| 05.12.2014, 21:51 |
Зважий Ирина Николаевна |
преподователь, Школа искусств№2 |
Ресурсный Центр Дополнительного образования школа искусств №2
Статья на тему: «Казахская инструментальная музыка».
Подготовлена преподавателем казахского народного отделения: Зважий И.Н.
Караганда 2012 г.
Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культура этих народов имела много общего и была объединена единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами. Инструментальное искусство родственных тюркских народов являет собой единую музыкальную культуру, в которой казахские күй, киргизские күй и туркменские сазы, как бы представляют различные исторические стороны одной инструментальной традиции.
Кюй -это инструментальная пьеса программного характера. Все күй отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами күйев связаны особенности образного строя музыки. Каждый күй раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.
Содержание күев самое разнообразное. Один из них передает философские раздумья юойши о смысле жизни (Даулеткерей «Жигер» - «Энергия», Казангап «Кокил»- «Мелодия моей души», Усен-торе «Оттин дуние, кетги дуние»- «Прошлое моей души»), другие представляют тонкие психологические портреты людей (Курмангазы «Туремурат»- имя, Мамен «Акшолпан», Дина «Асем коныр»), третьи воспевают красоту степных посторов и родного края (Курмангазы «Сары-Арка»- «Золотая степь», Таттимбет «Саржайляу»- «Золотое пастбище», Богда «Жем суюнын таскыны»- «Бушующий Жем»).
Многие кюй повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Курмангазы «Аман бол, шешем, Аман бол»- «До свидания, мама, до свидания», особую группу составляют юои, посвященные животным и птицам (Народные юои «Боз инген»- «Верблюдица», «Тельконыр»-кличка коня.
Фактически кюи передают всю сложную и могогранную картину мира кочевников.
Самым любимым инструментом казахов была домбра. Домбровые кюи переходили из одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знание о природе человека.
История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровые кюи отразили многие исторические события,сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан). Кюи токпе и шертке различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западноказахстанские кюи отражают яркие драматические события, характеризуются волевые, сильные образы. Отличительная черта всех западных юоев форма-схема, организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам — бас буын, орта буын и сага. Определяющий стиль и особенностью является и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами, отличаются огромным разнообразием.
Кюи традиции шертпе характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звуко-извлечение пальцами. Содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний фольклерный пласт музыкальной культуры. Происхождение этих кюев было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество кюйши относится к новой,
более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Искусство каждого юойши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал рассказ, в который включали эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения: в ангеме юойши стали указывать, какому событию были посвящены юои, рассказывали они и историю возникновения того или иного кюя.
Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроение.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь юои звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых оранжировках. Многие современные юои отражают событие нашей действительности. Однако юои, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.anna.kollens@mail.ruMy WebPage[hide][color=blue][size=16][u][i][b]
|
Категория: Разное | Добавил: мурзик
|
Просмотров: 2176 | Загрузок: 590
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|