Сегодня: 04.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


«Казахская инструментальная музыка».

· СКАЧАТЬ () 05.12.2014, 21:51
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
Ресурсный Центр Дополнительного образования школа искусств №2
Статья на тему: «Казахская инструментальная музыка».
Подготовлена преподавателем казахского народного отделения: Зважий И.Н.
Караганда 2012 г.

Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культура этих народов имела много общего и была объединена единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами. Инструментальное искусство родственных тюркских народов являет собой единую музыкальную культуру, в которой казахские күй, киргизские күй и туркменские сазы, как бы представляют различные исторические стороны одной инструментальной традиции.
Кюй -это инструментальная пьеса программного характера. Все күй отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами күйев связаны особенности образного строя музыки. Каждый күй раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.
Содержание күев самое разнообразное. Один из них передает философские раздумья юойши о смысле жизни (Даулеткерей «Жигер» - «Энергия», Казангап «Кокил»- «Мелодия моей души», Усен-торе «Оттин дуние, кетги дуние»- «Прошлое моей души»), другие представляют тонкие психологические портреты людей (Курмангазы «Туремурат»- имя, Мамен «Акшолпан», Дина «Асем коныр»), третьи воспевают красоту степных посторов и родного края (Курмангазы «Сары-Арка»- «Золотая степь», Таттимбет «Саржайляу»- «Золотое пастбище», Богда «Жем суюнын таскыны»- «Бушующий Жем»).
Многие кюй повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Курмангазы «Аман бол, шешем, Аман бол»- «До свидания, мама, до свидания», особую группу составляют юои, посвященные животным и птицам (Народные юои «Боз инген»- «Верблюдица», «Тельконыр»-кличка коня.
Фактически кюи передают всю сложную и могогранную картину мира кочевников.
Самым любимым инструментом казахов была домбра. Домбровые кюи переходили из одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знание о природе человека.
История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровые кюи отразили многие исторические события,сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - токпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан). Кюи токпе и шертке различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западноказахстанские кюи отражают яркие драматические события, характеризуются волевые, сильные образы. Отличительная черта всех западных юоев форма-схема, организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам — бас буын, орта буын и сага. Определяющий стиль и особенностью является и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами, отличаются огромным разнообразием.
Кюи традиции шертпе характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звуко-извлечение пальцами. Содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний фольклерный пласт музыкальной культуры. Происхождение этих кюев было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество кюйши относится к новой,
более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Искусство каждого юойши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал рассказ, в который включали эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения: в ангеме юойши стали указывать, какому событию были посвящены юои, рассказывали они и историю возникновения того или иного кюя.
Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроение.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь юои звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых оранжировках. Многие современные юои отражают событие нашей действительности. Однако юои, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.anna.kollens@mail.ruMy WebPage[hide][color=blue][size=16][u][i][b]

Категория: Разное | Добавил: мурзик
Просмотров: 2176 | Загрузок: 590 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог