Основной проблемой общего образования является несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми государством и социумом к здоровью обучающихся, определёнными программой модернизации образования, национальной инициативой «Наша новая школа» и Федеральным государственным образовательным стандартом, и фактически сложившейся системой общего образования, наносящего вред здоровью обучающихся. «Здоровье подрастающего поколения в ближайшем будущем может обеспечить оптимизацию всех сфер общества, являясь показателем и критерием его качества и актуального отношения к человеку в обществе. Здоровье и образование – ценности, стоящие в одном ряду, как взаимовлияющие и определяющие качество друг друга» (из Концепции модернизации Российского образования). Здоровьеформирующая деятельность образовательного учреждения определяется как совокупность управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического, духовно-нравственного здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий. Здоровьесбережение обучающихся возможно в рамках системы, направленной на формирование его физического, психического и нравственного компонентов. В настоящее время в педиатрии и педагогике стало общепринятым выделять несколько компонентов (видов) здоровья, в число которых входят: 1. Физическое здоровье – это «уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции». 2. Психическое здоровье – это «состояние психической сферы, основу которого составляет наличие общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию». Подобного рода состояние обуславливается как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения. 3. Нравственное здоровье – это «комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе». Работа в МБОУ «СОШ №1» по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья в его процессуальном и содержательном аспектах ведется по нескольким направлениям: управленческому, учебному, воспитательному, дополнительному образованию, физкультурно-оздоровительному, профилактике школьных болезней. Целью комплексной работы по созданию здоровьеформирующего пространства школы выступает разработка и апробация модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении с учетом индивидуального подхода к обучающимся и обоснование условий ее продуктивной реализации в образовательной практике. При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей среды образовательного учреждения на формирование здоровья школьников необходимо исходить из компонентов физического, психического, нравственного здоровья человека. Принципы формирования здоровьесберегающей среды : • научности, предполагающей реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованных и проверенных здоровьесберегающих технологий; • природосообразности, исходящей из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка; • сознательности и активности, предполагающих формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья; • приоритета личностного развития, обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель; • связи теории с практикой, заключающейся в практико-ориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции; • субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающей свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития; • здоровьеценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности. Основанный на выделенных принципах здоровьесберегающий учебно-воспитательный педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, образованному человеку. Основными критериями здоровьесберегающих технологий в разработанной концепции являются: адекватность - способность к эффективному ответу на средовые воздействия и адаптивность – тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды, определяющаяся соответствием целей и результатов развивающейся системы. Основной принцип: здоровье есть критерий образования. Основная цель: педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в формировании у субъектов педагогического процесса: • способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности; • мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма; • культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное. Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в ОУ включает в себя: 1. Здоровьесберегающую инфраструктуру, обеспечивающую наличие и функционирование в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами здания и помещений школы, обеспечение спортзала и спортплощадок исправным и безопасным инвентарем, хорошего оснащения медицинского кабинета и столовой, наличие квалифицированного состава специалистов. 2. Рациональную организацию образовательного процесса, снижающую риск возникновения учебных перегрузок учащихся, профилактику физических расстройств в ходе использования технических средств обучения и введение педагогических инноваций только под контролем специалистов. 3. Организацию физкультурно-оздоровительной работы, рациональную организацию двигательного режима учащихся в течение учебного дня. 4. Просветительскую работу по формированию навыков ЗОЖ среди субъектов образовательного процесса. 5. Квалифицированное медицинское сопровождение учащихся с 1 по 11 класс. Проблемы детского здоровья нуждаются в самом пристальном внимании взрослых. В вопросах оздоровления детей вместе должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой требует совершенствования система первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная, и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Здоровьеформирующая деятельность коллективов ОУ должна строиться не только на энтузиазме сотрудников и внебюджетной деятельности, она должна получить реальную поддержку на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Вряд ли возможно предложить простое и быстрое решение обозначенных проблем, но три вещи кажутся очевидными. Во-первых, необходимо признать сохранение и развитие здоровья детей приоритетной задачей школы, наряду с обучением, не на словах, а на деле. Во-вторых, важна соответствующая подготовка на самом высоком уровне квалифицированных специалистов – администраторов, педагогов, психологов, школьных медицинских работников. В-третьих, создать необходимую инфраструктуру, обеспечить материально-техническую базу и достаточное финансирование. Психическое, физическое, духовное, интеллектуальное здоровье человека связано с периодами его биологического развития, поэтому так важно время обучения в школе, когда организм наиболее чувствителен к влиянию благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Мы всю работу по организации учебно-воспитательного процесса согласуем с деятельностью по привитию навыков здорового образа жизни. Успешная работа нашего трудового коллектива позволила создать в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» здоровьеформирующее пространство, доказать правильность выбранного пути, провести широкую диссеминацию опыта в решении вопросов сохранения, укрепления и развития здоровья школьников.
|