Сегодня: 08.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


Статья "Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в общеобразовательном учреждении"

СКАЧАТЬ (53.0 Kb) 19.01.2013, 09:57
Чеснокова Тамара Николаевна
директор, МБОУ "СОШ№1" г.Протвино
Основной проблемой общего образования является несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми государством и социумом к здоровью обучающихся, определёнными программой модернизации образования, национальной инициативой «Наша новая школа» и Федеральным государственным образовательным стандартом, и фактически сложившейся системой общего образования, наносящего вред здоровью обучающихся. «Здоровье подрастающего поколения в ближайшем будущем может обеспечить оптимизацию всех сфер общества, являясь показателем и критерием его качества и актуального отношения к человеку в обществе. Здоровье и образование – ценности, стоящие в одном ряду, как взаимовлияющие и определяющие качество друг друга» (из Концепции модернизации Российского образования).
Здоровьеформирующая деятельность образовательного учреждения определяется как совокупность управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического, духовно-нравственного здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий. Здоровьесбережение обучающихся возможно в рамках системы, направленной на формирование его физического, психического и нравственного компонентов.
В настоящее время в педиатрии и педагогике стало общепринятым выделять несколько компонентов (видов) здоровья, в число которых входят:
1. Физическое здоровье – это «уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции».
2. Психическое здоровье – это «состояние психической сферы, основу которого составляет наличие общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию». Подобного рода состояние обуславливается как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.
3. Нравственное здоровье – это «комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе».
Работа в МБОУ «СОШ №1» по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья в его процессуальном и содержательном аспектах ведется по нескольким направлениям: управленческому, учебному, воспитательному, дополнительному образованию, физкультурно-оздоровительному, профилактике школьных болезней.
Целью комплексной работы по созданию здоровьеформирующего пространства школы выступает разработка и апробация модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении с учетом индивидуального подхода к обучающимся и обоснование условий ее продуктивной реализации в образовательной практике.
При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей среды образовательного учреждения на формирование здоровья школьников необходимо исходить из компонентов физического, психического, нравственного здоровья человека.
Принципы формирования здоровьесберегающей среды :
• научности, предполагающей реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованных и проверенных здоровьесберегающих технологий;
• природосообразности, исходящей из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка;
• сознательности и активности, предполагающих формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;
• приоритета личностного развития, обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель;
• связи теории с практикой, заключающейся в практико-ориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции;
• субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающей свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития;
• здоровьеценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности.
Основанный на выделенных принципах здоровьесберегающий учебно-воспитательный педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, образованному человеку.
Основными критериями здоровьесберегающих технологий в разработанной концепции являются: адекватность - способность к эффективному ответу на средовые воздействия и адаптивность – тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды, определяющаяся соответствием целей и результатов развивающейся системы. Основной принцип: здоровье есть критерий образования. Основная цель: педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в формировании у субъектов педагогического процесса:
• способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;
• мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
• культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.
Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в ОУ включает в себя:
1. Здоровьесберегающую инфраструктуру, обеспечивающую наличие и функционирование в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами здания и помещений школы, обеспечение спортзала и спортплощадок исправным и безопасным инвентарем, хорошего оснащения медицинского кабинета и столовой, наличие квалифицированного состава специалистов.
2. Рациональную организацию образовательного процесса, снижающую риск возникновения учебных перегрузок учащихся, профилактику физических расстройств в ходе использования технических средств обучения и введение педагогических инноваций только под контролем специалистов.
3. Организацию физкультурно-оздоровительной работы, рациональную организацию двигательного режима учащихся в течение учебного дня.
4. Просветительскую работу по формированию навыков ЗОЖ среди субъектов образовательного процесса.
5. Квалифицированное медицинское сопровождение учащихся с 1 по 11 класс.
Проблемы детского здоровья нуждаются в самом пристальном внимании взрослых. В вопросах оздоровления детей вместе должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой требует совершенствования система первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная, и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Здоровьеформирующая деятельность коллективов ОУ должна строиться не только на энтузиазме сотрудников и внебюджетной деятельности, она должна получить реальную поддержку на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Вряд ли возможно предложить простое и быстрое решение обозначенных проблем, но три вещи кажутся очевидными. Во-первых, необходимо признать сохранение и развитие здоровья детей приоритетной задачей школы, наряду с обучением, не на словах, а на деле. Во-вторых, важна соответствующая подготовка на самом высоком уровне квалифицированных специалистов – администраторов, педагогов, психологов, школьных медицинских работников. В-третьих, создать необходимую инфраструктуру, обеспечить материально-техническую базу и достаточное финансирование. Психическое, физическое, духовное, интеллектуальное здоровье человека связано с периодами его биологического развития, поэтому так важно время обучения в школе, когда организм наиболее чувствителен к влиянию благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Мы всю работу по организации учебно-воспитательного процесса согласуем с деятельностью по привитию навыков здорового образа жизни. Успешная работа нашего трудового коллектива позволила создать в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» здоровьеформирующее пространство, доказать правильность выбранного пути, провести широкую диссеминацию опыта в решении вопросов сохранения, укрепления и развития здоровья школьников.


Категория: Разное | Добавил: IVAS64
Просмотров: 1729 | Загрузок: 140 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог