Программа внеурочной деятельности "Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся"
(1.17 Mb)
20.01.2016, 21:22
Гусина Т.В., Клеверова Т.М.
учитель русского языка и литературы, учитель информатики и ИКТ, ГБОУ школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Программа внеурочной деятельности "Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации
обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий" для 5-11 классов
Авторы - разработчики:
Гусина Татьяна Владимировна
учитель ГБОУ школы № 129
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Клеверова Татьяна Михайловна
учитель ГБОУ школы № 129
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Основное требование нового ФГОС - научить школьника мыслить, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя ее в учебной и профессиональной деятельности, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощаться, развивать фантазию и оригинальность мышления.
Среди результатов освоения образовательной программы ФГОС ООО названы «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Главным результатом развития современного общества в XXI веке является не материальный продукт, а информация, умение применить на практике те знания, которые обучающийся получил в школе.
Актуальность программы
Известный французский педагог Селестен Френе отмечал: "Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности". Активная и продуктивная творческая деятельность позволяет: 1) помочь ценностно сориентировать ребенка в обществе и мире, 2) развивать и формировать его потребности и способности, 3) пробудить постоянное стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
Нынешнее поколение молодежи очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована.
С этой точки зрения журналистская деятельность предоставляет целый ряд уникальных возможностей для решения воспитательных и развивающих задач. Журналистика дает ребенку возможность свободно выражать и вырабатывать собственное мнение, провести своеобразную "ревизию" своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме. Опыт журналистской деятельности через социализацию личности и через утверждение ее автономности формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей, ориентирует ее на осознание связи всех людей в обществе. Практическая творческая деятельность развивает, углубляет, формирует и обогащает личность ребенка.
Кроме того, журналистская деятельность требует высокого духовно-эмоционального напряжения, так как весь творческий процесс ведется ради читателя и ради передачи ему информации, воздействия на его мысли и чувства, ради формирования у него определенной позиции. Обе эти суггестивная и эстетические функции журналистики не могут не накладывать на подростка ответственности, требовать от него строгого отношения к себе и своему творчеству.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; подразумевает теоретическую и практическую подготовку в сфере журналистики.
Цель программы
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, для поддержки системного изучения, внедрения и активного использования информационных технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности, направленных на социализацию обучающихся посредством включения в журналистскую деятельность. Реализация программы построена на следующих принципах:
принцип общественной направленности воспитания, предполагающий формирование у обучающихся общественно ценной мотивации деятельности;
принцип субъективности, предполагающий развитие способности каждого ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, отстаивать свою гражданскую и нравственную позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию;
принцип единства воспитательных взаимодействий семьи, педагогического коллектива, общественных организаций, позволяющий совместными усилиями координировать обучение и воспитание обучающихся и способствующий гармонизации развития школьников;
принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников, способствующий учету внеучебных интересов, которые обучающийся раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, акциях;
принцип стимулирования активности личности, позволяющий успешно решать вопросы формирования позитивной мотивации социальной активности;
принцип вариативности деятельности, предполагающий предоставление всем обучающимся возможность выболра вида и форм деятельности в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи, мог публично выступать, брать интервью.
Задачи программы
овладение навыками использования информационных технологий;
формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности;
обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся;
создание коммуникативных связей между различными учебными заведениями;
формирование социально активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Основными направлениями организации социально-комммуникативной деятельности являются:
межличностное взаимодействие, общение в рамках учебных, культурных, досуговых, спортивных и иных площадок;
освоение норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, с целью формирования системы внутренних регуляторов и индивидуальных форм поведения;
творческая самореализация личности на основе системно-деятельностной модели индивидуализации.
Социальная деятельность и общественные отношения, организуемые в рамках Программы, должны использовать различные формы общественно-значимой деятельности:
ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж отдельной социальной группы (группы сверстников, коллектива класса, параллели) или личные интересы;
конкурентные, связанные с борьбой первенство своей группы;
опирающиеся на солидарность с интересами группы с невысокой социальной значимостью дела и результативностью;
имеющие в основе индивидуально-общественную мотивацию, связанную с индивидуальным самоутверждением.
В основе реализации программы «Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности дляуспешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе овладения обучающимися универсальными учебными действиями, познания и освоения мира его активной учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
построение индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью,
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающегося,
формирование готовности к социальному взаимодействию за стенами образовательного учреждения и потребности к приобретению профессии,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
формирование у обучающихся опыта исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
приобретение в процессе обучения конкретных знаний из истории журналистики, о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста, о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах, о законе о СМИ;
формирование умения создавать сочинения разных жанров, соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях, работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ, участвовать в дискуссии, пресс-конференции;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы и режим
Программа «Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, конференциях, пресс-конференциях, творческих конкурсах. Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Формы занятий, предусмотренные программой:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе и выступлений по радио и ТВ).
Виды деятельности обучающихся, предусмотренные программой:
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
творческие командировки;
встречи с журналистами;
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
интервью;
выпуск школьной газеты;
публикации в местной прессе.
Используемые формы работы обеспечивают достижение заявленных личностных, предметных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 3 года:
1-й год: 72 часа (2 часа в неделю);
2-й год: 72 часа (2 часа в неделю);
3-й год: 72 часа (2 часа в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Особенность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Целевая аудитория:
обучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования;
родители обучающихся школы, население микрорайона, специалисты в области просвещения и образования;
представители районных, школьных СМИ, структур власти муниципального и районного уровня.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 12.10.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.