В наше время, когда много спорят о дальнейшем развитии образования, о новых стандартах и о новых методах и методиках, трудно разобраться в этом потоке информации. Но не стоит забывать, что новое – это и хорошо забытое старое. В своей работе со школьниками я не раз вспоминала о принципах А.С. Макаренко. О его работе в коллективе, о том, как близко он старался узнать каждого своего воспитанника, о его трудовом воспитании, и как это все приносило свои плоды. Мне хотелось, чтобы в высших эшелонах власти, наконец, обратили внимание на этого педагога и адаптировали бы хоть что-то для современного воспитания и образования. Но вместо этого я встретила статью, в которой не то, чтобы пропагандировались эти принципы, но и даже объявлялись вредными: «Лично я всегда считал систему Макаренко антигуманной и, стало быть, глубоко порочной», - пишет автор статьи. В глубоком шоке я читала о том, что «этот педагог никогда не останавливался перед тем, чтобы сломать человека, дабы вылепить из него нечто устраивающее Антона Семёновича», «Как они ни старайся – всё получится концлагерь». По-видимому, автор даже не дал себе труда изучить педагогическую систему Антона Семеновича и оказался точно таким же, как «тетки из соцвоса», с которыми на протяжении всей жизни пытался спорить Макаренко, - не понимающим и не желающим понять, что ученик перед нами - живой реальный человек со своими интересами и заботами, который именно в коллективе (обществе) имеет мотивацию, поддержку, помощь, может творить, организовывать и находить полное применение своим способностям.
Один из лозунгов Антона Семеновича Макаренко – это "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему!" Уважение к человеку – это один из важнейших принципов воспитания. В системе новых ФГОСов уважение к человеку – это ключ индивидуального подхода к ребенку. А требовательность является неотъемлемым качеством контроля воспитания и образования. Причем школьник и сам должен уметь быть требовательным к себе, развивая личностные и регулятивные универсальные учебные действия, так и педагог воспитывает в нем навыки самоопределения, оценки, коррекции и саморегуляции.
Согласно позиции ЮНЕСКО А.С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д.Дьюи, Г.Кершенштейнером и М.Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Уже при жизни А.С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, А. Зегерс, Я. Корчака и других деятелей культуры и образования. Как в наше время находятся люди, которые видят в этом способе способ воспитания Молчалиных? Скорее, это тестовая система, на которую перешли в современной системе образования, натаскивание на ОГЭ и ЕГЭ порождают не только Молчалиных, но и Акакий Акакиевичей, которые будут довольны тем, что у них есть и не стремиться выше, к новым знаниям, творчеству, развитию цивилизации.
Сейчас говорят, что советская система образования, основанная на фундаментальных знаниях, не давала нужного экономического эффекта, поэтому ее и реформировали, а по сути выбросили за ненужностью. Но ведь у того же Макаренко воспитанники учились по советской системе и, получается, прекрасно владели финансовой грамотностью, иначе нельзя объяснить, как им удавалось содержать себя, два завода и производить ФЭДы - одно из высочайших достижений техники в то время.
В итоге, хочется подтвердить мнение многих экспертов, считающих, что российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, начало сильно терять в качестве. Во-первых, снизился социальный статус преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий, а ведь и об этом есть у Макаренко: «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научные степени и звания. С бюрократами в образовании боролся и Антон Семенович. В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В Японии работы Макаренко переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. А на родине его считают «морально устаревшим». Господа чиновники, вернитесь к первоисточникам – Макаренко, Сухомлинскому, Шаталову, Амонашвили – и наши учителя и дети продолжат строить великую страну.
|