Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Взаимодействие семьи и школы».
автор:
Фитилёва Майя Гариевна
место работы:
КСКОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
должность:
заместитель директора по воспитательной работе
Данное выступление на общешкольном родительском собрании раскрывает необходимость тесного взаимодействия школы и семьи. комплексного воздействия на учебно – воспитательный процесс. Главное условие данного взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
Вы задавались вопросом, кто и что в нашем мире воспитывает детей? Это улица, друзья, телевидение? Отчасти – да. Но центральное место в воспитании ребенка занимает семья. Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и духовное развитие.
А школа? Школа одна большая семья, которая состоит из множества ячеек – это ваши семьи, семьи наших учеников.
Какое же воспитание получают дети?
На улице хорошо выражена самостоятельность, самоконтроль. Желания ребёнка могут направить его «на путь истинный», а могут испортить всю его жизнь.
Друзья, какие они? Может целеустремлённые, решительные. А может, все положительные качества их растворяются в плохих привычках и поведении.
Телевидение – мультфильмы, познавательные передачи, но многие из вас ловили себя на мысли: стоит ли вам с ребёнком смотреть эту передачу или здесь снова подвох?
Всё это должна контролировать семья. Мы воздействуем на своих детей. Но мы должны осознавать силу нашего воздействия и брать на себя ответственность за ее использование. Ваша похвала, ваша улыбка и прикосновение, образ, слово, тон голоса, ваши привычки, ваше поведение – это все якоря. Любой стимул, вызывающий стойкую реакцию, является якорем. Вспомните запах маминого пирога или печенья… Этот запах – якорь, возвращающий вас к детским воспоминаниям. А колыбельные песни, которые поют мама или бабушка? Но якоря могут нести и негативную нагрузку: пьянство отца и побои матери, постоянные скандалы родителей. Мы можем создавать новые якоря, которые будут либо созидать, либо разрушать семью, личность и здоровье.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Для полноценного процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками со своими сверстниками.
Усиление воспитательной функции нашей школы приводит к более тесному контакту с семьёй. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: выступления перед детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, помощь в проведении различных мероприятий.
И сегодня мы более тесно познакомим вас с воспитательным процессом, мероприятиями, которые были проведены в этом учебном году в нашей школе.
Начинается всё с праздничной линейки, посвящённой Дню знаний. Те из вас, кто приходят 1 сентября в школу знают, что это для детей именно праздник, после которого учащиеся и в последующие дни с удовольствием идут в школу.
По традиции осенью в школе проводится ярмарка. Участие в ней принимают все и малыши, и учащиеся старших классов, и родители. Праздник проходит весело: с песнями, конкурсами, угощением. Очень радует, что многие из вас принимают активное участие в подготовке и проведении ярмарки.
В октябре месяце вся наша страна отмечает День учителя. В школе в этом году к празднику была подготовлена и проведёна концертная программа, в которой участвовали как учащиеся нашей школы, так и гости, приглашённые из института Культуры и Дома творчества.
В этом году впервые ко дню рождения школы для учащихся среднего и старшего звена проводилась игра «Школа – мой дом», где дети показали знания о своей школе. По окончанию игры состоялась линейка, на которой впервые было вынесено Знамя нашей школы, изготовленное учителями трудового обучения.
С октября месяца ведёт работу Совет старшеклассников. В его состав входят самые активные и творческие учащиеся. Именно они помогают в подготовке и проведении мероприятий, в оформлении школы к праздникам.
По традиции каждую четверть для оздоровления и лучшей организованности детей проводится День здоровья. Все учащиеся вместе со своими классными руководителями ходят по станциям, каждая из которых – это определённое спортивное задание: дартс, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку, медицинболл, бег 30 метров. Дети с радостью выступают за честь класса и по итогам получают грамоты.
28 ноября в России отмечается День Матери. В школе в этот день проходил конкурс чтецов. На конкурсе выступали участники от каждого класса. Все выступающие получили грамоты в различных номинациях: самое выразительное чтение, самое длинное стихотворение, эмоциональное выступление и др.
После конкурса у старшеклассников состоялся Осенний бал: были танцы, развлечения, соревнования. Дети веселились от души.
Декабрь месяц был очень насыщен мероприятиями, одним из которых были спортивные состязания, посвящённые декаде инвалидов. На мероприятие были приглашены представители прессы, работники социального центра и спонсоры, которые по окончанию праздника всем детям вручали призы.
К Новому году была организована выставка «Новогодних ёлок», в которой приняли участие все классы. Ёлки изготавливались и различных материалов, фантазии не было предела. И даже некоторые родители тоже принимали участие в выставке.
Также перед Новым годом работала почта Деда Мороза. Учащиеся с удовольствием посылали поздравления друг другу.
Перед новогодними каникулами у нас в школе со своей концертной программой выступили учащиеся из 38 школы.
После концерта был проведён «Новогодний маскарад». Название говорит само за себя, были и танцы, и различные конкурсы, а учащиеся в костюмах и масках получили призы.
В начале нового учебного года все принимали участие в изготовлении поделок для выставки «За много дел не берись, а в одном - отличись». Эта выставка продолжает свою работу и сейчас. Вы можете рассмотреть её ближе после родительского собрания.
В школе ведут свою работу музеи – историко – литературный музей и музей нашей школы. В которых освещается история Орловского края и история нашей школы. Экскурсоводами музеев являются сами учащиеся. Они с большой ответственностью относятся к проведению экскурсий для учащихся школы, студентов ОГУ, учителей.
А еженедельные линейки, о которых рассказывали вам на 1 собрании, уже стали традицией. Дети ждут их, так как по итогам дисциплинарного календаря классу с наилучшими показателями, директор вручает школьный вымпел, которым ребята очень гордятся.
Мы показали вам те мероприятия, которые были проведены в 1 полугодии, где ваши дети принимали активное участие. Второе полугодие не менее насыщено мероприятиями, а завершающим учебный год, по традиции будет работа школьного оздоровительного лагеря «Солнышко» для учащихся 1 – 6 классов и работа трудового лагеря, для учащихся старших классов.
Вы видите, что школа со своей стороны уделяет много внимания и обучению, и воспитанию детей. Хотелось бы, чтобы вы со своей стороны считали своим долгом не только обувать, одевать и кормить ребёнка, но и воспитывали в нём такие человеческие качества, которые помогут нам вырастить достойную личность.
Все вы помните мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» и песню из него «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Так и с детьми: какие качества вы заложите в своего ребёнка, такую яхту вы и отправите в океан под названием «Жизнь».
Литература:
Шашкова Л.В. Семья и воспитатние детей // Воспитателям и родителям. / под редакцией Залужской Л.В., «Просвешение» 1992г.;
Громова Т.Н. Достигнуть этого можно общими усилиями. // Воспитателям и родителям / под редакцией Залужской Л.В., М. «Просвешение» 1992г.;
Шнекендорф З.К. О правах ребёнка. // М. «Витапресс» 1997г.
|