
Активизация мыслительной деятельности у учащихся с диагнозом ЗПР является одной из основных задач коррекционно-воспитательного процесса.
Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и создают возможности для установления ряда коррекционных воздействий.
Преподавание биологии в ГКСКОУ школе интернате для детей-сирот г.о. Чапаевска ведется в соответствии с уровнем основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VII вида и основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VIII вида двух ступеней общего образования, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.
Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
На уроках биологии стараюсь применять активные и интерактивные методы обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
1.Уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний
2.Проблемные задачи.
Для активизации мыслительной деятельности используются проблемные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизирует и развивает такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
3.Дидактические игры.
Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта и коррекционно-воспитательной работы принадлежит дидактическим играм.
4. Тестовые задания.
В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся.
5. Загадки.
Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость. Загадки могут быть использованы практически в любой теме по курсу «Биология», как при закреплении изученного материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания.
6. Синквейн.
Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
В заключение, хочется отметить, что для активизации мыслительной деятельности учащихся с диагнозом ЗПР, на уроках биологии важно использовать разнообразные формы и приемы активизации, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Эффективность использования заданий и задач зависят от их правильного сочетания с другими способами и средствами обучения.
|