Тема урока «БЕЛКИ»
АННОТАЦИЯ Урок предназначен для учащихся 10 класса. На уроке предполагается рассмотреть строение и функции белков, познакомить обучающихся с структурной организацией этих органических соединений. Учащиеся будут иметь представление о роли белков в нашей жизни.
Этот урок позволит достичь следующие результаты:
1. Личностный результат:
• Чувство ответственности за выполнение своей части работы
• Положительное отношение и интерес к изучению живых организмов
2. Метапредметные результаты:
• Личностные: сформировать свое отношение к сложно устроенным живым организмам;
• Регулятивные: планировать действия с поставленной целью;
• Познавательные: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы.
• Коммуникативные: сформулировать собственное мнение.
3. Предметные результаты:
• Проводить самостоятельные наблюдения, фиксировать результаты;
• Устанавливать связи между растительными и животными организмами.
Цель: формирование знаний о природных высокомолекулярных веществах – белках, их строении, свойствах и значении в жизни человека.
Задачи:
I. Образовательная:
Ввести понятие о высокомолекулярных веществах, раскрыть строение белков, объяснить их функции и свойства.
II . Воспитательная:
Формировать умение применять полученные знания на практике; воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к естественным наукам.
III. Развивающая:
способствовать развитию навыков решения задач на молекулярную биологию; умению объяснять биологическое значение комплементарности; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словестный (беседа, рассказ учителя, фронтальный опрос), самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью, наглядный (рассмотрение рисунков учебника, таблицы), практический (письменная работа); интерактивный прием «Жокей и лошадь».
Оборудование: Таблицы с изображением структуры белка.
Литература:
1. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. Биология. Общая биология. 10 класс. Москва. Дрофа. 2011г
2. Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. Биология. Общая биология. 10 класс. Москва. Дрофа. 2011г
3. Пименов А. В. Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Академия Развития. 2006г.
4. З.А. Власова. Справочник школьника. Биология. Филологическое общество «Слово». 1995г
5. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология. В 3 томах. Мир. 2010г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Восстановление опорных знаний.
Ребята, давайте проверим, как вы выучили домашнее задание. Мы поиграем в игру, которая называется «Жокей и лошадь». Слушаем правила: Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Первые пять «жокеев» нашедшие своих «лошадей» получают оценку «Отлично». Начинаем, время пошло…
Карточки с вопросами:
1. Перечислите неорганические вещества, входящие в состав клетки.
2. Биологическая роль воды
3. Свойства минеральных солей
4. Буферность
5. Функция кислорода в тканях живых организмов
6. Роль углекислого газа в тканях живых организмов
7. Содержание воды в мозге, печени и костях человека
8. Значение фосфора и фтора в организме человека
9. Значение серы и йода в организме человека
10. Значение натрия и хлора в организме человека
11. Значение калия и кобальта в организме человека
12. Значение кальция и меди в организме человека
13. Значение магния и цинка в организме человека
14. Вещества, по отношению к растворимости в воде
Карточки с ответами могут содержать верный или ошибочный ответ.
Стоп! Все поймали своих «лошадей»? Давайте проверим, точно ли это ваши «лошадки»! (Учитель вместе с учениками проверяет правильно ли найдены ответы на вопросы).
А теперь переходим к новой теме.
III. Формирование знаний умений и навыков.
Посмотрите, что это на слайде? Какое органическое вещество содержат эти продукты питания?
Правильно! Белок! И тема нашего сегодняшнего урока «Белки». Открываем тетрадь, записываем тему и дату урока.
Запишем определение в тетрадь: Белки – это биологические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты, связанные пептидными связями.
Аминокислоты – органические соединения, имеющие аминогруппу, карбоксильную группу и радикал.
Так выглядит аминокислота:
В состав каждой аминокислоты входит аминогруппа, радикал и кислотная группа. Между собой кислоты соединяются пептидными связями.
Всего в природе встречаются около 200 аминокислот, но в состав белков могут входить только 20 из них.
А сейчас поработаем с учебником, на странице 92 есть пункт «Уровни структурной организации белков». Вам нужно заполнить таблицу по данному материалу.
Уровень Строение Связи
Первичная структура
Вторичная структура
Третичная структура
Четвертичная структура
(После того как обучающиеся выполнят задание, оно проверяется.)
Следует запомнить, что утрата белковой молекулой своей структурной организации, вплоть до первичной называется денатурацией. Процесс восстановления вторичной и более высоких структур белка – ренатурация. А полное разрушение белка – это деструкция.
Что же влияет на денатурацию белка?
На слайде представлены «Функции белков».
Давайте ее внимательно рассмотрим. И попытаемся вспомнить, где эти функции проявляются у живых организмов.
(Беседа с учениками по схеме «Функции белков»).
IV. Применение усвоенных знаний.
Небольшой тест из 5 вопросов:
1. Процесс утраты природной структуры белка:
а) ренатурация б) денатурация в) гомеостаз.
2. Биологические катализаторы – это:
а) антигены б) антитела в) ферменты.
3. Чужеродные белки – это:
а) антигены б) антитела в) ферменты.
4. Фермент:
а) ускоряет сразу несколько типов реакций
б) работает в узких температурных пределах
в) может работать только при определенном значении рН среды.
5. При выработке иммунитета в крови образуются:
а) антитела б) антигены в) гемоглобин.
V. Рефлексия.
А сейчас мы напишем «телеграмму»! В ней вы кратко напишите самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями соседу по парте и обмениваемся «телеграммами».
VІ. Выводы:
На сегодняшнем занятии мы изучили свойства белков, познакомились с их строением и функциями. Не забываем, что они, так же как и неорганические вещества входят в состав клеток живых организмов. И помним, что без белков наша жизнь не была бы возможна, ведь они выполняют столько функций в нашем организме!
VIІ. Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание § 3.2, вопросы в конце параграфа.
|